Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Дом «Слово». Продолжение

Еще раз о "Доме писателей «Слово» в г. Харьков"

В Харькове на улице Культуры 9 стоит дом, известный под названием «Дом Слова». В этом доме жили многие известные украинские писатели.



Короткие справки о писателях, упоминаемых в статье.

Дукин Николай Владимирович родился в 1905 году в Балаклее на Харьковщине в семье мелкого торговца. В справке Балаклеевского сельсовета, выданной в 1938 году по требованию судебных органов после ареста Дукина родители его были кулаками, имели лес и луг, а также магазин и наемных работников. Все это после революции было отобрано, но стало главной причиной репрессий против писателя.

Дело Дукина было передано на рассмотрение особого совещания при НКВС. Постановлением этого органа в 1939 году Дукин был отправлен в лагерь сроком на 5 лет “за участие в антисоветской националистической организации”.

По свидетельству лагерной администрации, умер 10 октября 1943 года от легочной болезни (открытый туберкулез).


Родился Владимир Николаевич Сосюра в 1898 году в городке Дебальцево на Донбассе. Город был основан всего за 20 лет до рождения поэта, и на тот момент насчитывал около 2 тыс. жителей. Род Сосюры, по семейной легенде, происходил из Франции, из дворянского провансальского рода де Соссюр, который дал миру ряд ученых и полководцев. Некий предок поэта приехал в Украину в XVII веке и поселился здесь. Дед Сосюры подписывался как Соссюр, но потом фамилия украинизировалась.

Раздвоенность мировоззрения проявилась в 1917 году – в пылу революционных событий. 19-летний Володька Сосюра с эйфорией воспринял революцию и возрождение Украины. Он начал говорить, писать, думать по-украински. Он начал ощущать себя не русским, не французом, а именно украинцем.

В 1918 году молодой Сосюра пошел добровольцем в создаваемые Симоном Петлюрой отряды гайдамаков. Был ранен. Попал в плен к красным. Потом бежал, попал к Махно (о котором позже написал поэму). Потом снова оказался у Петлюры. Интересный момент: после еврейского погрома в Проскурове (участником которого был и Сосюра) Волох решил потратить часть награбленных средств на издание первой книги Сосюры – «Пісні крові».

Вскоре Сосюра попал в плен к деникинцам. Те приговорили его к расстрелу. По счастливой случайности во время приведения смертного приговора в исполнение пуля прошла ниже сердца. Сосюра долго лечился. Снова оказался у Махно. Нестор Иванович за храбрость наградил молодого поэта золотыми часами. От прославленного крестьянского полководца Владимир попал к красным. Те пытались поставить Сосюру к стенке – вторично. Но в 1920 году Сосюра – уже кумир молодежи. Его цитировали.

В это же время Сосюра, находясь на гребне славы, впадает в маниакально-депрессивные состояния и вынужден часто лечиться в психиатрической лечебнице Харькова. Как вспоминал один из врачей, «у Сосюры была сложная форма психического расстройства. Она проявлялась в постоянном желании менять женщин вокруг себя. Как только начиналась маниакальная стадия расстройства – он влюблялся и женился. Как только начиналась депрессивная – он разводился и впадал в запой». По данным биографов, у Владимира Николаевича было около семи официальных браков.

В 1931 году Сосюру восстановили в партии, но в 1934-м исключили снова – за национализм. Многие отвернулись от него. За Сосюрой установили наблюдение. Семья осталась практически без средств к существованию. Сосюру не печатали.

После войны началась новая нагонка на Сосюру. В прессе началась активная критика Сосюры. В 1949 году арестовали его жену Марию.

К середине 50-х Сосюра уже был измученным, расстроенным человеком. Но при этом сохранял активную гражданскую позицию. Сразу же после ХХ съезда партии он написал поэму «Розстріляне безсмертя» и автобиографическую повесть «Третя Рота».

В 1965 году Сосюра отпраздновал свое 67-летие. Через два дня, 8 января, у него случился сердечный приступ. В тот же день поэта не стало.


Николай Кулиш - один из ярчайший и наиболее оригинальных украинских драматургов первой половины минувшего столетия. Николай Гурович Кулиш родился в 1892 года в селе Чаплинка Херсонской области. Семья его родителей жила бедно: отец почти всю жизнь провел в батрачестве, мать от тяжелой жизни (тоже в батрачестве) преждевременно умерла. Николаю с детства пришлось служить в господских хозяйствах. “Люблю… голытьбу. Сердцем ее люблю”, - напишет впоследствии драматург. Материальные нужды, жизнь в сиротском доме все же не воспрепятствовали способному парню закончить сельскую школу. В1905 году местная интеллигенция, учитывая на неординарные способности Николая и его стремление к обучению, собрала деньги и послала парня учиться в высшую начальную школу в Олешков (теперь - Цюрюпинск). Но средств на окончание обучения не хватило, и Николай оказался в приюте Олешковского благотворительного общества. Затем была Одесская школу прапорщиков. Закончив ее в 1915 году, едет на фронт. Штабс-капитан Кулиш во время войны пишет стихи, одноактные пьесы для солдатского драмкружка. В 1917 г. Кулиша избирают депутатом на воинский съезд Западного фронта.

1918 года Кулиш в Олешкове активно участвует в культурно-общественной жизни.

Летом 1919 года, во время наступления Деникина, Кулиш находится в подполье.

Едва Советская власть снова утвердилась на восточной Украине, Кулиш снова возвращается в Олешков. Здесь он редактирует газету, заведует уездным отделом народного образования. Он оказывает содействие открытию украинских школ и детских приютов, пишет букварь “Первинка”. В то время драматургу пришлось впервые попасть за решетку, так как деятельность во время войны “не совсем совпадала с интересами большевистской армии”.

В 1922 году переезжает к Одессу. Там он заканчивает драму “97″ (1924 г.). В этом же 1924 году Кулиш высылает в тогдашнюю столицу Украины Харьков пьесу, а 9 ноября в театре им. Франка происходит ее премьера. В 1925 году, через год после написания, “97″ была поставлена в Нью-Йорке и других городах США. В финале произведения автор по требованию цензуры вынужден был спасти от смерти главного героя. Этот вариант не удовлетворял Кулиша. “Финал может быть только один, - писал он - гибель бедняков на селе в пору голода. И если кто-то переработает финал… внутреннее строение пьесы будет затронуто”. Две силы столкнулись в пьесе, одна родившая другую - революция и голод. И обе они мертвенны, и сеять могут лишь смерть.

Тема села и его уничтожения находит свое место в драмах “Коммуна в степях” (1925, 1931) и “Прощай село!” (1933).

В1934 году Кулиша исключают из партии за написание “антипартийных националистических пьес”. А 8 декабря во время похорон ближайшего друга - Днепровского - Кулиша прямо из улицы НКВД-исты забирают в “воронок”. Изъятая во время обыска пьеса “Такие” исчезла в архивах КГБ. Рукопись романа сгорел во время войны в оккупированном Харькове. На закрытом судебном слушании в 1935 году большую группу “националистов”, среди них и Кулиша, осудили на 10 лет спецлагерей. Во время отбытия наказания Кулиш, как “ особенно опасный преступник”, содержался в специзоляторе. Из архивных документов известно, что “особая тройка” НКВД Ленинградской области постановлением от 9 октября 1937 года приговорила драматурга к расстрелу.

3 ноября 1937 года Николая Кулиша расстреляли вместе с большой группой украинской интеллигенции в лесу в Карелии.


Иван Павлович Багряный (Лозовяга) родился в семье каменщика в 1906 году в Ахтырке, Сумской обл.
Получил среднее образование в 1920 г. В годы гражданской войны и в начале 1920-х гг. находился на советской общественно-политической работе, однако в 1925 г. исключён из комсомола. Тогда же начинает заниматься литературной деятельностью, входит в группу «МАРС».

16 апреля 1932 г. арестован в Харькове по обвинению в «проведении контрреволюционной агитации» в своих литературных произведениях, таких, как поэма «Ave Maria», исторический роман «Скелька», поэмы «Тінь», «Вандея», «Гутенберг», социальная сатира «Батіг». Провёл 11 месяцев в камере одиночного заключения во внутренней тюрьме ОГПУ. 25 октября 1932 г. отправлен на 3 года в спецпоселения на Дальний Восток. Безуспешно пытался бежать, срок продлён на 3 года, но отбывать его пришлось уже в лагере БАМ. Точная дата возвращения на родину неизвестна, однако уже 16 июня 1938 г. был повторно арестован и сидел в Харьковской тюрьме УГБ-НКВД на Холодной горе. Багряному инкриминируют участие или даже руководство националистической контрреволюционной организацией. 1 апреля 1940 г. принято постановление, в котором отмечалось, что все свидетельства о контрреволюционной деятельности относятся к 1928 — 1932 гг., за что он уже был осуждён, а «…другими сведениями об антисоветской деятельности Багряного-Лозовягина следствие не располагает».

Великая Отечественная Война застала писателя в Ахтырке. Он стал участвовать в украинском национальном подпольном движении, переехал в Галицию. Работал в ОУН-овской пропаганде, писал песни на национальные темы, различные статьи, рисовал агитационные карикатуры и плакаты. Принимал участие в создании Украинского главного освободительного совета (УГВР), в разработке его программных документов. В то же время продолжал заниматься литературной деятельностью. В 1944 г. написал роман «Звіролови» (позднее известный как «Тигролови»), поэму «Гуляй-Поле».

В 1945 г., ещё до разгрома гитлеровских войск, Багряный эмигрировал в Германию по линии ОУН. После войны написал брошюру «Чому я не хочу повертатися до СРСР?» («Почему я не хочу возвращаться в СССР?»), где изложил политическую декларацию от имени бывшего остарбайтера и военнопленного. В памфлете СССР был представлен как «родина-мачеха», устроившая геноцид против собственного народа. В 1948 г. Багряный основал Украинскую революционно-демократическую партию (УРДП). С этого же года и до самой смерти редактировал газету «Українські вісті». Был заместителем «президента УНР в эмиграции» С. Витвицкого. Скончался в1963 г., похоронен в г. Новый Ульм (Германия).


Олесь Досвитный. В Харькове незаконно арестован украинский писатель, сценарист, главный редактор сценарного отдела «Украинфильма» Олесь Досвитный (Александр Федорович Скрыпаль-Мищенко) (р. 1891). 23.02.1934 он был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в участии в контрреволюционной организации и в террористической деятельности, в подготовке покушения на П. П. Постышева, а 3.03 расстрелян. Реабилитирован 15.10.1955.


Мыкола Хвылёвы́й (Николай Григорьевич Фитилёв) 1893 — 1933 — украинский советский писатель. Родился 13 декабря 1893 года в посёлке Тростянец Харьковской губернии (ныне райцентр Сумской области). Отец русский, рабочий, мать украинка, учительница. Бросил гимназию в 4-м классе (окончил экстерном в 1916), работал на заводах. Пытался заниматься революционной пропагандой. С конца 1917 — активный сторонник большевиков, на подпольной работе, в 1919 г. краткое время возглавлял ЧК Богодуховского района. Его впечатления о чекистской работе отражены в его новелле 1924 года «Я (Романтика)», герой которой — руководитель местного ЧК — приговаривает свою мать к расстрелу во имя идеалов революции. С апреля 1919 — член РКП(б).

В 1920-е полностью перетворяет в жизнь политику «украинизации», которую проводил Н. Скрипник, в своих памфлетах выступил против русификационного и почвенническо-«просвитянского» векторов развития украинской советской культуры под лозунгами «Прочь от Москвы!», «Украина или Малороссия?», «Ориентация на психологическую Европу»:

«Перед нами стоит такой вопрос: на какую из мировых литератур взять курс? Во всяком случае не на русскую. От русской литературы, от ее стихии украинская поэзия должна бежать как можно быстрее Дело в том, что русская литература тяготеет за нами веками как хозяин положения, приучивший психику к рабскому подражанию».

Член и фактический лидер литературного объединения Ваплите, в которое входили также украинские писатели — его друзья Аркадий Любченко, Григорий Эпик, Олесь Досвитний, Майк Йогансен. До того был членом литературной организации "Гарт" которой руководил Василь Еллан-Блакитный

Был подвергнут критике; после письма Сталина «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК ВКП(б)У» от 26 апреля 1926 и последовавших за ним разгромных выступлений в прессе московского и республиканского руководства (борьба с «хвылевизмом») в 1926—1928 гг. высказал публичное осуждение своих взглядов.

В литературно-критической книге «Мысли против течения» (1926) выступал за самостоятельное развитие украинской литературы. До конца жизни считал себя коммунистом:

13 мая 1933 года покончил жизнь самоубийством, пригласив к себе в гости своих друзей-писателей. В конце 1930-х годов осуждён как «буржуазный националист».


Остап Вишня (настоящее имя — Павел Михайлович Губенко, 13 ноября 1889 — 28 сентября 1956) — украинский писатель, юморист и сатирик.

Родился 13 ноября 1889 года в хуторе Чечва близ городка Грунь Зиньковского уезда Полтавской губернии (ныне Ахтырский район Сумской области) в многодетной (17 детей) крестьянской семье. Закончил начальную, затем двухклассную школу в Зенькове. Продолжил обучение в военно-фельдшерской школе в Киеве, после окончания которой (1907 г.) работал фельдшером, сначала в армии, а со временем — в хирургическом отделе больницы Юго-Западных железных дорог. Первое напечатанное сочинение Остапа Вишни — «Демократические реформы Деникина» — увидело свет 2 ноября 1919 года в газете «Народная Воля» под псевдонимом «П.Грунский».

В этой же газете было напечатано ещё несколько фельетонов молодого писателя, а с апреля 1921 года, когда он стал работником республиканской газеты «Вести ВУЦИК», начался период его активной творческой деятельности и систематических выступлений в прессе. Псевдоним «Остап Вишня» впервые появился 22 июля 1921 года в «Крестьянской правде» под фельетоном «Чудак, ей-богу!».

Вишня высмеивал слабости: свои, своих земляков, считая, как и Гоголь, «у кого уже не хватает духа посмеяться над своими собственными недостатками, лучше тому век не смеяться».

В 1933 году был незаконно репрессирован На первом допросе 3 января 1934 года Остап Вишня "сознался", что осуществлял контрреволюционную работу на литературном фронте.

Впоследствии дал свидетельство, что принимал участие в обсуждении вопросов, связанных с организацией террористических актов, и "согласился" на убийство Постишева. По итогом обвинений следствие предложило судебной "троике" применить к писателю наивысшую меру социальной защиты - расстрел (по статьям 54-8 и 54-11 УК УССР). Судебная "тройка" 23 февраля 1934 года приняла этот приговор. Однако на судебном заседании 3 марта 1934 года Коллегия ОДПУ заменила расстрел десятью годами заключения в исправительно-трудовом лагере, считая началом отбывания срока 7 декабря 1933 года.

Отбывал наказание Остап Вишня в Ухте Коми АРСР.

Особое совещание при НКВД СССР 25 сентября 1943 года рассмотрело его дело и приняло постановление: "На смену постановления Колегии ОГПУ от 3 марта 1933р. Губенку . снизить срок наказания к фактически отбытому и из-под стражи освободить". С постановлением писателя ознакомили 7 октября 1943 года, а на следующий день выпустили из концлагеря.

По протесту прокурора военный трибунал Киевского военного округа в 1955 году упразднил постановление Колегии ОГПУ от 3 марта 1934 года и дело прекратил из-за отсутствия состава преступления. После смерти Сталина в 1955 году Остапа Вишню (и его брата-писателя - посмертно) реабилитировали.

Умер Остап Вишня в 1956 году.


Лесь Курбас (Александр Степанович Курбас, настоящая фамилия Янович, 25 февраля 1887, Самбор. Выдающийся режиссёр, актёр, драматург, публицист, переводчик, Александр Степанович (Лесь) Курбас жил и трудился в Харькове с 1926 по 1933 годы.

Именно здесь расцвёл его талант режиссёра-новатора, теоретика и педагога. Он создал свой театр «Березиль» (по-старославянски - «Март»), который известен ныне всему миру, как начало весны современного театра. А самого Курбаса считают, и не случайно, едва ли не первым театральным авангардистом. Его юбилейные даты отмечаются по решению ЮНЕСКО во всем мире.

На сцене «Березиля» Курбасом были осуществлены оригинальные постановки пьес, вызывавшие горячий интерес у зрителей и острые дискуссии в театральных кругах. Курбас принимал активное участие в культурной жизни: преподавал в музыкально-драматическом театре, выступал как театральный критик и публицист в газетах и журналах. В октябре 1933 года он был обвинён в идеологических ошибках и отстранён от художественного руководства театром. А вскоре его арестовали. Расстрелян Курбас в 1937-м. И могила его на Соловках неизвестна и поныне.


Родился Павло Тычина 27 ( 23) января 1891 г. в с. Пески, Черниговской области, в семье сельского дьяка. Учился сначала в земской школе, потом в черниговской бурсе, одновременно пел в монастырском хоре — таким образом зарабатывал себе на жизнь после смерти отца, скончавшегося в 1906 году. Затем учился в духовной семинарии (1907—1913). Позже он знакомится с Михаилом Коцюбинским, посещает литературные «субботы» в его доме, читает там свои, одобрительно встреченные, стихотворения.

Печататься Тычина начал в 1912 г., первый сборник стихотворений — «Солнечные кларнеты» — датирован 1918 годом.

С 1913 года учится в Киевском коммерческом институте, одновременно работая в газете «Рада» и журнале «Світло». Революционные события 1917 года застали Тычину в Киеве.

В 1923 году переезжает в Харьков, тогдашнюю столицу УССР. Здесь он работает в журнале, много пишет, изучает армянский, начинает овладевать грузинским и тюркским языками.

К началу 1920-х годов Тычина становился все более «советским», что не уберегло его от обвинений в буржуазном национализме. Начало 1930-х — период капитуляции Тычины перед большевизмом. Поэт сочиняет профессиональные пропагандистские стихи, на долгие годы вошедшие в школьные программы и заслонившие суть его творчества (Стихотворение «Партія веде» «Правда» 21 ноября 1933 печатает на языке оригинала).

До конца жизни остается верен пропагандистско-агитаторскому стилю. Талант Тычины лишь изредка прорывался в его незавершенных поэмах, стихах посмертного сборника «В серці у моїм» (1970) и многочисленных переводах.

Сумевший синтезировать в своем раннем творчестве традиции символизма начала XX века и барокко XVII века и уже тем самым оказавшийся одним из самых крупных украинских поэтов, Тычина пережил одну из самых больших творческих трагедий, став непревзойденным певцом сталинского строя.

С 1938 г. и до конца жизни он — депутат Верховной Рады УССР, в течение двух созывов был ее Председателем, избирался депутатом Верховной Рады СССР нескольких созывов. Академик АН УССР (с 1929), директор Института литературы АН УССР, Герой Социалистического Труда, а с 1943 по 1948 г. — министр образования. В 1944 вступил в коммунистическую партию. За избранные произведения в трёх томах (1957) Тычине присуждена Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко (1962).

Умер П. Г. Тычина 16 сентября 1967 г. в Киеве.


Михаил Гервасиевич Йогансен родился 16 (28) октября 1895 года в м. Харькове в семье учителя немецкого языка, выходца, из Латвии (в отдельных материалах есть указание на его шведское или норвежское происхождение). Учился Майк в классической российской гимназии. На время окончания Харьковского университета (1917) он знал древнегреческую и латынь, владел английской, немецкой, французской, знал скандинавські и славянские языки. Как говорили современники, «из Майка был чортівськи способный лингвист», но так же он овладевал технической информацией. Майк Йогансен имел энциклопедические знания, увлекался разными видами спорта.

Под впечатлением трагических катаклизмов гражданской войны, прежде всего кровавых расправ деникинцев в Харькове, Йогансен «положил резкую линию в мировоззрении и пристал к марксовскому. Тогда же начал писать стихотворения украинским языком — раньше писал русским».

1925 году Йогансен стал одним из основателей ВАПЛИТЕ, впоследствии возглавил «Техно-художественную группу "А"», которая состояла из литераторов, которые отошли от ВАПЛИТЕ. Из его идеи родился внегрупповой журнал-альманах «Литературная ярмарка», потом — «Универсальный журнал», о котором Николай Хвилевой со свойственным ему сарказмом отзывался: «Рожденный ползать летать не может». Позже Йогансен стал членом Союза советских писателей Украины (1934).

18 августа 1937 года писатель был арестован. На допросах Йогансен вел себя со свойственным ему достоинством: не заискивалл перед следователем, не «топил» побратимов по перу, не скрывал своих политических взглядов. Он говорил на до просах, что садят людей безвинных в тюрьмы. Утверждал, что аресты украинских писателей являются результатом растерянности и бессилия руководителей партии и Советской власти.

24 октября в 1937 г. Йогансену был предъявлен обвинительный приговор, в котором отмечалось, что Йогансен с 1932 г. был участником антисоветской националистической организации, которая ставила своей целью свержение Советской власти методами террора и вооруженного восстания, завербовал четыре лица для участия в восстании, согласился лично принять участие в исполнении теракта против руководителей компартии и советского правительства. Рассмотрев на закрытом заседании 26 октября 1937 года судебно-следственное дело Михаила Йогансена, Военная Коллегия Верховного Суда СССР вынесла приговор:«Йогансена М. Г. осудить к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией всего имущества, которое принадлежит ему лично. Приговор окончателен и на основании Постановления ЦИК СССР от 4 декабря 1934 года подлежит немедленному выполнению».

27 октября 1937 года Йогансена был расстрелян в Киеве. Символическая могила писателя находится на Лукьяневском кладбище в Киеве.


Художник Иван Падалка родился 15 ноября в 1894 г. на Полтавщине в семье крестьянина.

В конце 1917 года И. И. Падалка поступил в Украинскую Академию искусств, учился в мастерской выдающегося украинского художника Михаила Бойчука.

На рубеже 20-30-х годов творчество И. И. Падалки становится известным далеко за пределами Украины. Его произведения экспонируются на многочисленных выставках

Май-октябрь 1928 года - Кёльн (Международная выставка).
• Апрель-июнь 1929 года - Амстердам.
• 1929 год - Винтертур (Швейцария).
• Год 1930. Март-апрель - Стокгольм, Осло, Данциг (выставка графики, рисунка, плаката, книги). Июнь - Венеция, Цюрих, Берн (XVII Международная выставка искусства). Июль - Берлин. Октябрь-ноябрь - Вена. Октябрь - Лондон, Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Ливерпуль.
• Год 1931. Февраль-апрель - Цюрих, Берн, Женева, Базель. Февраль-март - Прага. Май-август - Париж (Международная выставка 1 "Искусство книги").
• Год 1932. Май - Япония (выставка современного искусства). Июнь - Венеция (XVIII Международная выставка искусства). Июнь-август - Цюрих.
• Год 1933. Март-апрель - Варшава. Май - Копенгаген.

29 сентября 1936 года И. И. Падалку был арестован.

13 июля 1937 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР осудила Падалку как "учасника национал-фашистськой террористичной организации, которая стремилась отторгнуть Украину от СССР и реставрировать капитализм" к высшей мере покарания - Расстрелу. В тот же день приговор был выполнен.

1 февраля 1958 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР опять возвращается к делу И. И. Падалки и признает ее сфальсифицированной работниками органов НКВС. Художник реабилитирован.



Художник Василий Седляр… Одно из имен, которое еще в 30-е годы прошлого века, казалось бы, навсегда было вычеркнуто из истории украинской культуры.

Василий Седляр принадлежал к группе художников, вошедших в историю искусства как "бойчукисты", по имени их лидера и идеолога – Михаила Бойчука.

Родившийся на Полтавщине в 1899 году крестьянский сын Седляр окончил Киевскую художественную школу и в 1919 году поступил в Украинскую государственную академию искусства в Киеве. Учился в мастерской Бойчука. Еще студентом Седляр начал преподавать. «С января 1921 года назначен был советом Академии инструктором художественных показательных курсов при Академии для рабочих, взрослых и детей», — писал он в автобиографии. По окончании учебы, в январе 1923 года, его назначили управляющим Межигорским художественно-керамическим техникумом (переорганизованным из профшколы).

В 1925 году Седляр стал одним из основателей «Асоціації революційного мистецтва України» (АРМУ). «АРМУ — бойчукисты, — вспоминал Михаил Дерегус. — Византия, икона, народная картина и народное искусство, а главным образом Джотто, были ориентирами в их творчестве.

С конца 1920-х годов началось травля Бойчука и его учеников в прессе. Невинная на первый взгляд дискуссия в журналах, как было модно в те годы, постепенно переросла в прямое обвинение всего Бойчуковского учения, в неприятие творчества бойчукистов; все больше подчеркивались идеологические «ошибки» школы: влияние византийского наследия и религиозных традиций.

Именно в эти неспокойные годы Седляр создает главный труд своей жизни — цикл иллюстраций к Шевченковскому «Кобзарю».

В мае 1930 года, за год до выхода «Кобзаря» в свет, Дмитрий Власюк и Евгений Товбин анонсировали книгу в газете «Харківський пролетар». Иллюстрации Седляра они назвали «настоящим памятником творчеству поэта и большим вкладом в нашу художественную культуру». «Работа эта, — писали авторы, — поражает своей эпичностью, широким показом темы и проникновением в настроение целого произведения.

Первое издание «Кобзаря» с 54 черно-белыми иллюстрациями Седляра увидело свет в конце февраля 1931 года тиражом пять тысяч экземпляров. «Кобзаря» в Харькове принимают очень по-разному — одни восторженно а другие — категорически враждебно. , Второе издание «Кобзаря» увидело свет в мае 1933 года тиражом 10 тыс. экземпляров в честь 120-летия со дня рождения Шевченко. Седляровских иллюстраций в нем было 62. Спустя месяц после самоубийства Скрипника стартовали заказанные сверху погром «Кобзаря» 1933 года и травля людей, причастных к его изданию. Последствия не заставили себя ждать: в ноябре был арестован Бойчук, а 26 ноября 1936 года из харьковского дома писателей «Слово», где он проживал, забрали Седляра и вскоре доставили в киевскую тюрьму НКВД. Начался путь на Голгофу...

13 июля 1937 года на закрытом заседании военной коллегии Верховного суда в Киеве Седляр был приговорен к расстрелу за «принадлежность к национал-фашистской организации, планировавшей террористические акты против руководителей ВКП(б) и советского правительства». В тот же день приговор был приведен в исполнение: художника расстреляли в подвале киевского Октябрьского дворца вместе с его учителем Михаилом Бойчуком, художником Иваном Падалкой и другими обвиняемыми. В 1938 году, в год создания Союза советских художников Украины, в Киевском музее русского искусства картины Седляра порвали в клочья, а все произведения монументальной настенной живописи его и других «формалистов-бойчукистов» безжалостно уничтожили. Шевченковский «Кобзар», иллюстрированный Седляром, был изъят из всех библиотек и сожжен, а его хранение в частном собрании книг приравнивалось к «антисоветчине».


Источник - Live Memory

Tags: 1937-1939, Боль, Дом, История, НКВД-КГБ, Писатель, Украина, Харьков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments