Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Поль Сезанн (1839-1906)


Автопортрет, 1875

В судьбе Поля Сезанна счастливо совпали гениальная одарённость художника и качества личности незаурядного, выдающегося человека. Но самому художнику это не принесло признания и счастья, а гонений и полной нищеты он избегал, только благодаря достатку родителей. Его уделом при жизни были насмешки и одиночество. При этом он сумел так полно раскрыть свой талант, что его творчество позволило появиться и оформиться многим значительным живописным направлениям 20-го века. Органичное и своеобразное единство нюансов и стилевых особенностей, впоследствии развившихся в творчестве Пикассо, Кончаловского, Лентулова, даже получило название «сезаннизм», в подтверждение заслуг великого Мастера.

Поль Сезанн родился в Эксе, на юге Франции, в 1839 году. Его способность к рисованию обозначилась в самом раннем детстве, но родители, обеспеченные и практичные люди, не придавали этому значения. Поль учился в школе вместе с Эмилем Золя, дружба с которым открыла ему настоящую литературу и высокую поэзию. Эта дружба стала важной для обоих и продолжалась почти всю жизнь, до взаимного охлаждения и даже отчуждения, наступившего вместе с успехом романа Золя «Творчество».

Двадцатилетним юношей Сезанн сумел настоять на том, чтобы властный отец разрешил ему оставить обучение основам права и поехать для занятий живописью в Париж, куда его настойчиво звал Золя. Так начался путь художника, усеянный отнюдь не розами, а только терниями.

Не однажды Сезанн, отвергнутый и осмеянный, будет принимать решение отказаться от живописи. Но призвание, значение которого он уже отчётливо понимал, каждый раз будет возвращать его к страстно любимому занятию. В Париже он найдёт единомышленников в кругу импрессионистов, но ему трудно приобрести друзей из-за сложного характера, совмещавшего упрямство, своенравие и робость в общении. К тому же отличие его творческой манеры от импрессионистской живописи будет уже очевидным. Неоценимую поддержку Сезанну постоянно оказывал Камиль Писсарро, твёрдо веривший в его гениальность.

Автопортрет 1875 года изображает крупного мужчину с густой бородой и открытым, высоким лбом. Значительной внешности явно противоречит недоверчивый взгляд. Для зрителя вся эта очевидная сила является свидетельством готовности к защите и противостоянию. Это противоречие словно подтверждает то мучительное сомнение в себе и окружающих, которое постоянно испытывал художник. Уже написаны многие полотна, пейзажи и натюрморты, которые позволяют чётко определить самую суть стиля Сезанна. Главное в них – восприятие самого художника, не только стороннего наблюдателя увиденного, но и глубоко чувствующего человека, всей душой воспринимающего окружающий мир.

Сезанн называл свой труд «воплощением», подчёркивая стремление передать на полотне открывшийся ему замысел Творца. Плотные, почти осязаемые краски пейзажей, совмещение перспектив и точек обзора, предельная заполненность изображения становятся уникальными чертами стиля автора. Его неподражаемая колористика останется никем не превзойдённой.

Семейная жизнь Сезанна к середине 1860-х годов приобрела определённость. Он женился на Гортензии, матери своего сына, много лет бывшей его тайной женой из-за боязни отцовского гнева. После смерти отца Сезанн унаследовал неплохое состояние. Но признания по-прежнему нет. В 1900 году Сезанн пишет «Натюрморт с черепами», полотно, производящее удручающее впечатление своим зловещим видом, несмотря на то, что этот же период отмечен поворотом Фортуны в сторону художника. Проходят его выставки, которые удивляют даже знакомых с его творчеством парижских художников. Его имя становится известным в мире. Но вкусить плоды своих трудов Сезанн уже не смог. Он умер в 1906 году, сильно простудившись во время работы на открытом воздухе. Сезанн и в молодости работал до полного изнеможения, оставляя кисть только тогда, когда от голода уже мутилось сознание.

Полю Сезанну удалось освободить художника от обязанности точного отображения реальности, господствовавшего в живописи того времени. Творческая личность живописца, творца приобрела в 20-м веке такую значимость, что произведения новых направлений стали соотноситься именно с ней, а не с однозначной реальностью. Сезанн был титаном, стоя на плечах которого, современное искусство смогло приблизиться к исполнению своего предназначения.


Завтрак на траве


Цветы


Полдень в Неаполе (ромовый пунш), 1872-75




Пьеро и Арлекин, 1888


Цветы в вазе в стиле рококо


Похищение, 1867


Леда с Лебедем


Мальчик в красном жилете, 1888-90


Натюрморт с кувшином имбирного эля и баклажанами


Дом доктора Гаше в Овере


Купальщик, 1885-87


Голубая ваза


Гора Сент-Виктуар. Вид из Лова


Натюрморт с гипсовым амуром, 1895


Дельфтская ваза, 1873-75


Игроки в карты


Большие купальщицы, 1904


Портрет Ашиля Амперера


Поворот на лесной дороге, 1902-06


Портрет Виктора Шоке, 1875




Автопортрет


Мельничный жернов и емкость для воды в лесу, 1892


Девушка в красном жилете


Гора Сент-Виктуар


Вид на залив из Эстака, ок. 1886


Натюрморт с яблоками, 1890-94


Большие купальщицы


Пруд в Аннеси, 1896


Карьер Бибемю


Портрет Иоахима Гаске, 1896




Натюрморт с тарелкой вишен, 1885-87


Современная Олимпия, 1873-74


Современная Олимпия, ок.1873


Апофеоз Делакруа, акварель, 1878-85


Купальщицы


Зеленые яблоки


Отец художника, читающий газету


Хризантемы (Цветущая ваза), ок.1900


Дома в Провансе: долина Рио вблизи Эстака


Задушенная женщина, 1870-72


Натюрморт с черепом, 1895-1


Девушка за пианино (увертюра к "Тангейзеру")


Карьер Бибемю, 1898-1900


Женщина в красном полосатом платье, 1892-96


Шато-Нуар, ок.1904


Автопортрет в мягкой шляпе


Источники - gallerix.ru и Википедия

Tags: XIX век, XX век, Арт, Гений, Постимпрессионизм, Франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments