Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Киевский метрополитен в цифрах и фактах

От проекта Павла Скоропадского до засекреченных правительственных линий - Киев, метро, инфографика

В 2015 году столичная подземка отпраздновала свое 55-летие. За это время киевский метрополитен "оброс" своими мифами, легендами и увлекательными фактами

Метрополитен остается самым популярным видом общественного транспорта в Киеве. Не так давно администрация столичной подземки поделилась впечатляющей статистикой. Оказалось, что всего за полгода услугами киевского метро воспользовались 236 миллионов пассажиров – весь Киев 50 раз проехался в голубых вагонах.

При этом самой популярной остается красная линия. От "Лесной" до "Академгородка" за 6 месяцев проехалось 97,9 миллионов человек. Синей веткой воспользовались 82 миллиона 546 тысяч пассажиров, а зеленой - 55,8 миллионов. Данные впечатляют!

Киевское метро: история

Ежедневно более 1 млн киевлян и гостей столицы опускаются в прохладное "подземелье", чтобы быстро и "без пробок" добраться до пункта назначения. Однако мало кто задумывается о богатой истории Киевского метрополитена, который в 2015 году отпраздновал свое 55-летие. За столь весомый период столичная подземка успела обзавестись собственными мифами и легендами. Чего только стоит история о секретной линии метро под зданиями Верховной Рады и Кабмина, которую уже давно смакуют столичные экскурсоводы! К слову, сами сотрудники Киевского метрополитена информацию о существовании такой ветки не отрицают, но и особо на эту тему не разглагольствуют.

Киевские метрополитен: немного истории

Проект о строительстве в Киеве подземной железной дороги рассматривался еще в далеком 1884 году. Тогда хотели провести тоннель от пристани на Днепре до железнодорожного вокзала через Почтовую площадь и Бессарабку. Однако фантастическая идея так и осталась всего лишь идеей.

О смелом проекте вспомнили только в 1916 году, а затем еще раз в 1918 году, когда гетман Украины Павло Скоропадский задумал превратить Зверинец (местность на территории Печерского района) в "наилучший район города". Скоропадский не успел реализовать проект, так как власть перешла к Симону Петлюре, которому было не до метро.

Только в 1936 году планы по строительству метро в Киеве стали приобретать некую правдоподобность. В июле Президиум Киевского горсовета получил дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта "Проект Киевского метрополитена". За свой труд студент получил премию, а мысль о строительстве киевской подземки закрепилась. Через два года, в 1938 году даже стартовали предварительные работы. Однако начало Второй мировой войны разрушило грандиозные планы.

Метро в Киеве: интересные факты

В феврале 1945 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в Киеве. В том же году выбрали три главных направления: Святошино – Бровары, Куреновка – Сталинка (Демиевка), Сырец – Печерск. К строительным работам приступили только в 1949 году.

Интересно, что запустить первую очередь метро планировали уже в 1950 году. Однако протестировать новый вид транспорта киевляне смогли через 10 лет.

6 ноября 1960 года в эксплуатацию запустили первый участок киевского метро длиной 5,2 км с пятью станциями: "Вокзальная", "Университет", "Крещатик", "Арсенальная", "Днепр"

Первым машинистом первого поезда в столичном метрополитене был киевлянин Иван Андреевич Виноградов. Ему уже больше 87 лет.

Сегодня все эти станции считаются памятниками архитектуры местного значения. Еще две станции – "Золотые ворота" и "Лыбедская" – в 2011 году были внесены в список "вновь выявленных объектов культурного наследия Киева".

Киевское метро

Метро в Киеве

История Киевского метрополитена

За строительство второй линии киевского метро – Куренёвско-Красноармейская линия – взялись в начале 1970-х годов. Строительство самой молодой третьей линии – Сырецко-Печерская – было начато в 1981 году, однако первый участок открыли лишь 31 декабря 1989 года.

Долгие годы обсуждается возможность строительства четвертой ветки Киевского метрополитена в сторону жилого массива Троещина. При этом о строительстве так называемой Подольско-Вигуровской линии задумывались еще в 1970-х годах. Так что история эта не нова.

По планам линия должна была пролегать от Жулян до Лесного массива. Пересадка на Куренёвско-Красноармейскую линию была запланирована на станции "Контрактовая площадь", на Сырецко-Печерскую линию – на станции "Львовская брама".

Киевский метрополитен: стоимость проезда и первые пригласительные

Долгожданный запуск метрополитена – событие важное. Поэтому в первые дни воспользоваться услугами столичной подземки могли только получившие специальные приглашение киевляне.

Кроме того, на второй день после открытия (7 ноября) подземка работала с 14-ти до 20-ти часов. Открыта она была для пионеров и школьников. А вот регулярные подземные перевозки начались 12 ноября.

Старые пригласительные в киевское метро

За проезд на то время необходимо было заплатить 50 копеек. Такой тариф просуществовал до 1 января 1961 года. После денежной реформы стоимость проездных талонов составляла 5 копеек, продержавшись на этой отметке 30 лет.

Талоны погашались контролерами путем отрывания нижней части билета. Такая система вызывала очереди на входе. Поэтому в сентябре 1961 года на станции "Университет" заработали первые контрольные пункты, принимавшие монеты 5 копеек.

Стоимость проезда в киевском метро

Весной 1991 года стоимость проезда в метро выросла в три раза – до 15 копеек. При этом часть турникетов принимала 15-ти копеечные монеты, а часть – три пятака.

С началом в Украине гиперинфляции стоимость проезда в метро менялась "со скоростью света". В феврале 1995 года тариф за одну поездку составлял 7000 карбованцев, а в феврале 1996 год – 20 000 карбованцев.

После денежной реформы (1996 год) тариф составил 20 копеек. На сегодняшний день одна поездка в метро обходится киевлянам в 4 грн.

Эволюция жетонов Киевского метрополитена
Фото: Эволюция жетонов Киевского метрополитена (oldkiev.ho.ua)

К слову, "классические" пластмассовые зеленые жетоны были введены в 2000 году. До этого пользовались металлическими жетонами (введены в оборот в октябре 1992 года), которые в 1994 году были заменены на пластмассовые жетоны голубого цвета.

Киевский метрополитен сегодня

Киев невозможно представить без работы метрополитена, который считается одним из символов столицы. В настоящее время метрополитен состоит из трех действующих линий общей протяженностью почти 70 километров и 52 действующих станций, платформы которых рассчитаны на пятивагонные поезда. В центре города линии имеют три пересадочных узла.

Столичная подземка - это еще и масса интересных фактов.

К примеру, "будильщица" (дежурная комнаты отдыха) - самая необычная профессия Киевского метрополитена. Она - пунктуальна, как часы. Ведь именно этот человек будит машиниста, чтобы он вовремя вывел поезд на линию. Именно ее первой видит руководитель поезда после сладких снов, если остался ночевать в депо. И именно от нее зависит, каким будет его настроение в течение дня.

Одним из важнейших и базовым направлением для работы метро является связь. В подземке существует более 10 видов связи. В частности: поездная, энергодиспетчерская, электромеханическая, эскалаторная, миждиспетчерская, туннельная, стрелочная, селекторная, служебная, местная, административно-хозяйственная, мобильно-технологическая и тому подобное. Надежную работу всех обеспечивает специальное подразделение - Служба информационных технологий и связи.

За 55 лет работы столичного метрополитена свои названия сменили 13 станций. Причем одна из них даже дважды. Так, до 1991 года "Майдан Независимости" киевляне изначально знали как "Площадь Калинина", а затем "Площадь Октябрьской революции". "Завод Большевик", например, был переименован в "Шулявскую", "Комсомольская" стала "Черниговской", а "Октябрьская" - "Берестейской".

Интересные факты о киевском метро

Метро в Киеве

Самая красивая станция киевского метро

Количество пассажиров в киевском метро

Станция метро Олимпийская

Работа в киевском метро

Киевский метрополитен

Киев метро

Wi Fi в киевском метро

Киевское метро: язык объявлений

Об украинском языке в киевском метрополитене киевляне задумывались еще в момент открытия первых станций столичной подземки. Один из преподавателей Киевского университета добивался того, чтобы все объявления в метро звучали исключительно на украинском языке.



Язык объявлений в киевском метро

Однако в 1980-х годах метрополитен вновь зазвучал на русском. Ситуация изменилась лишь в 1987 году, но частично. С этого периода до июля 1990 года объявления в столичной подземки были двуязычными: прибытие поездов на станции оглашали на украинском языке, отправление – на русском. Такой компромисс просуществовал до августа 1990 года, когда все объявления стали делать на украинском.

В 2012 году объявления стали частично дублировать на английском языке. Даже было время, когда станции оглашались детьми.

Источник - РБК Украина

Tags: История, Киев, Метро, Сейчас, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments