Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Рисунки Леонардо

Продолжение о Леонардо да Винчи


Витрувианский человек
ок1492, 34х24, Галерея Академии, Венеция (Gallerie dell’Accademia, Venezia)


Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек – это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.


Предполагаемый Автопортрет Леонардо да Винчи
около 1512, Сангина, Турин, Королевская Библиотека


Голова девушки
1475-80, 28х20, Графический кабинет галереи Уффици, Флоренция


Эскиз ангела к Мадонне в скалах
1483-86, Графический кабинет галереи Уффици, Флоренция


Голова женщины
ок1508, 27х21, Национальная галерея Парма


Голова женщины
Музей Бонна, Байона


Голова старика
Графический кабинет галереи Уффици, Флоренция


Эскиз апостола для Тайной вечери
ок1495, Графическое собрание Альбертина, Вена


Голова мужчины
Галерея академии Венеция


Эскиз святой Анны
ок1510, Графический кабинет галереи Уффици, Флоренция


Изабелла д’Эсте
1499-1500, 63х46, Лувр


Бюст мужчины в профиль
ок1510, Королевское собрание Англия


Голова мужчины в профиль
1490-94, 11.7х5.2, Музей Метрополитен Нью-Йорк


Мыщцы плеч, рук и шеи, ок1510-11, Королевское собрание Англия


Сердечно-сосудистая система и основные органы женщины, ок1509-10, Королевское собрание Англия


Скелет
ок1510-11, Королевское собрание Англия


Мышцы плеч, рук и кости ноги
ок1510-11, Королевское собрание Англия


Позвоночник
ок1510-11, Королевское собрание Англия


Кости, мышцы и сухожилия рук
ок1510-11, Королевское собрание Англия


Мышцы и сухожилия голени и стопы
ок1510-11, Королевское собрание Англия


Источник - gallerix.ru

Tags: XV век, XVI век, Арт, Возрождение, Италия, Рисунок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments