Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Categories:

Классика фотографии: литовская школа мастеров

Литовская школа фотографии — один из интереснейших этапов развития мирового фотоискусства. Жизнь как она есть, внимание к обыкновенному герою, его чувствам и волнениям, гуманизм и чуткость — вот то, что роднит всех представителей этой школы.

Антанас Суткус


Антанас Суткус. Незрячий пионер, 1962


Антанас Суткус. Первоклассница,1962

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат». В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет. В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников.

Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»: «Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? — сказал он однажды в беседе с журналистом „Независимой газеты“. — Это отражение в отражении — то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня — способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты...»

С того момента как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работами мастера украшены лучшие музеи и галереи: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.

Ромуальдас Ракаускас




Ромуальдас Ракаускас. Из серии «Цветение»

Ромуальдаса Ракаускаса называют главным лириком и оптимистом литовской фотографии. Поступив в Вильнюсский университет для изучения литовского языка и литературы, Ромуальдас перешел к журналистике. Позже стал фотокорреспондентом «Литературы и искусства», членом Союза журналистов Литвы и фоторедактором журнала «Нямунас».

Сам он считает наиболее серьезным и масштабным свой цикл «Цветение». Ромуальдасу удалось воспеть неповторимую кратковременную красоту весны и искренних человеческих душ. Его герои — снова самые обыкновенные люди.

Обладатель огромного числа наград, Ракаускас, единственный в Литве, получил премию Ленинского комсомола именно за оптимистический взгляд на жизнь.

Александрас Мацияускас


Александрас Мацияускас, «Лето»



Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе. Признанный классик советской и литовской фотографии, он сделал такой вклад в мировое фотоискусство, что недооценить его заслуги сложно. Проработав несколько лет фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас занял должность ответственного секретаря Союза фотоискусства Литвы, через год стал председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов.

Мастер неподражаемых ракурсов и ритмов, человек с бурным темпераментом, интеллектуал, Александрас создал собственную форму выразительности, отличную от стандартов. Даже самая обычная деревенская жизнь в его творчестве предстает наполненной философскими параллелями. Он снимал широкоугольником и любил низкий ракурс. Его серия «Литовские деревенские рынки» стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии.

Взгляды фотографа на жизнь и творчество буквально дышат глубокой философичностью: «Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, — писал он. — Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию... Это судьба управляет кругом».

Ромуальдас Пожерскис


Ромуальдас Пожерскис, из серии «Сельские праздники»


Ромуальдас Пожерскис, из серии «Старый город»

Заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации FIAP, обладатель премии Альфреда Тоффлера за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы. Творчество Ромуальдаса давно признано классикой фотографии и наивысшим уровнем фотомастерства. Он начал снимать еще в школе, а в 1972 году за съемки демонстраций в Каунасе его арестовали. Неделя в тюрьме позволила Ромуальдасу переосмыслить очень многое. «Я понял, что должен что-то сделать в жизни, потому что она идет очень быстро. Так я занялся фотографией», — рассказывал он в интервью нашему журналу.

Уже первая серия его работ, сделанных на соревнованиях по мотокроссу, получила широкую известность. С таким вниманием к человеческим эмоциям спорт не снимал еще никто. Последующие серии автора, «Сельские праздники» и «Старый город», закрепили за Пожерскисом славу настоящего мастера.

Римантас Дихавичюс




Фото: Римантас Дихавичюс из серии «Цветы среди цветов»

Советский и литовский фотохудожник Римантас Дихавичюс (родился 1 марта 1937 года) известен своими работами в жанре ню. Выпускник Художественного института Литовской ССР, он занимался оформлением книг и журналов, создавал плакаты и рекламную графику, оформил и проиллюстрировал в общей сложности более 200 изданий. Его альбом «Цветы среди цветов» стал первым изданием в жанре ню, официально опубликованным в СССР. Он многократно переиздавался, а выставку посетило более 20 тысяч человек.

Римантас Дихавичюс — заслуженный деятель искусств Литвы, лауреат правительственной премии, член Международного союза фотохудожников FIAP (имеет звание AFIAP), член Союза журналистов, почетный член Союза фотохудожников Литвы.

Антанас Межанскас


Антанас Межанскас, «Лето», 1969

Имея багаж знаний по искусству операторской деятельности, Антанас Межанскас воплощал в фотографии необычные образы, напоминающие застывшие кадры из фильмов. Одна из самых известных его работ — «Лето». Кинематографичность, динамика и многозначность фотографий Межанскаса пленяют зрителей и по сей день.

Вацловас Страукас


Вацловас Страукас, «В Раю», 1969


Вацловас Страукас, Из серии «Последний звонок»

Вацловас Страукас родился 8 ноября 1923 года. Выпускник Вильнюсского педагогического института по специальности «филология», он начал заниматься драматическим искусством в актерской студии. К фотографии Вацловас обратился только после того как распростился с мечтой стать диктором на радио, поскольку потерял голос. Огромную популярность получил его цикл, посвященный школьной жизни, над которым он работал в Клайпеде с 1976-го по 2000-й год.

Вацловас Страукас стал членом единственного в Советском Союзе фотографического общества, которое он позже и возглавил.

Йонас Кальвялис


Пейзажи Йонаса Кальвялиса. Песок


Пейзажи Йонаса Кальвялиса

Говоря о литовской художественной фотографии, нельзя не упомянуть работы Йонаса Кальвялиса. Начав творческий путь в 1970-х годах, он нашел свой собственный уникальный стиль в жанре пейзажа. По причине некоторой его скрытности имя Йонаса не всегда связывают со школой литовской фотографии.

Кальвялис славился своим мастерством печати снимков. Говорили, что в Каунасе, где он жил и работал, не было никого, кто умел бы печатать так же хорошо, как Йонас.

Известно, что его фотолабораторией пользовались Ромуальдас Ракаускас и Александрас Мацияускас.

Он принимал участие в групповых и персональных выставках в Литве, Латвии, Эстонии, Беларуси, Болгарии, России, на Украине, в Нидерландах, Франции, Великобритании и других странах. Йонас Кальвялис умер в 1987 году в Каунасе.

Альгимантас Кунчюс


Фото: Альгимантас Кунчюс


Фото: Альгимантас Кунчюс

Альгимантас Кунчюс (родился 14 августа 1939 года) учился на факультете права Вильнюсского университета и на факультете музыки Вильнюсского педагогического института, работал фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство», заведующим отделом иллюстраций журнала «Сферы культуры», был членом оргкомиссии Общества фотоискусства Литвы и членом правления Союза фотоискусства Литвы. Он обладатель большого числа престижных наград, среди которых звание фотохудожника Международной федерации фотохудожников (AFIAP). Среди самых известных его серий — «Встречи», «Воскресенья», «Книга облаков».

Виргилиус Шонта




Виргилиус Шонта, 1992 год

Виргилиуса называют постоянным искателем. Как вспоминает о нем Ромуальдас Пожерскис, «Виргилиус Шонта все время был в поиске и все время в дороге». Он родился в городе Паневежисе, учился музыке, а позже стал зарабатывать на жизнь игрой в ресторанах. В Политехническом институте он познакомился с Пожерскисом, они поговорили о фотографии и в скором времени организовали свою выставку.

Виргилиус Шонта — настоящий экспериментатор. Он снимал натюрморты и море, даже занимался макрофотографией. Первым в Литве он начал вручную красить черно-белые снимки. Шонта совмещал в одном кадре разные тона, снимал на инфракрасную пленку, работал в сугубо репортажном жанре. Как вспоминает Пожерскис, «у него был очень большой творческий диапазон».

Витас Луцкус




Фото: Витас Луцкус

Витас Луцкус — легендарный литовский фотограф, работы которого при жизни экспонировались довольно редко. Он начал снимать, когда ему не было и 20 лет, много путешествовал, работал над разными темами. Его портфолио сегодня — многочисленные серии, среди которых «Коллеги», «Мимы», «В Тбилиси», «В Азербайджане», «В Башкирии», «Взгляд на старинную фотографию». Несмотря на уникальный художественный метод и эмоциональность снимков, бо́льшее внимание они получили только после смерти автора.

Витаса Луцкуса часто называют родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Примечательно, что даже работая в этом направлении, он оставался верен репортажу — жанру, с которого начинал. Его герои — крестьяне, дети, случайные прохожие.

Виталий Бутырин


Виталий Бутырин, "Армейский дневник", "Страдания", 1968

Виталий Бутырин (родился 30 мая 1947 года) — признанный классик советской и литовской фотографии, фотохудожник Международной федерации фотографии, перфекционист и экспериментатор, однажды заявивший, что испробовал решительно все способы химической трансформации кадра, чтобы облюбовать один, подходящий именно ему. Его называют то романтиком, то сюрреалистом. А сам Виталий говорит, что снимает новое измерение реальности. Увлекшись фотографией в старших классах, он посвятил ей всю жизнь, и именно фотоискусство стало для него способом выражения своего взгляда на мир.

Источник - www.rosphoto.com


Tags: Литва, Мастер, СССР, Современники, Фото, Черно-белое
Subscribe

Posts from This Journal “Черно-белое” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments