Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Битва с космополитами: последний день из жизни Мики Морозова, 9 мая 1952 года



Облако золотистых кудрей, океан распахнутых глаз, неуёмная живость и вдохновенный интерес. То ли Амур, то ли Купидон, — лучший в серии морозовских портретов кисти "придворного" живописца Валентина Серова. "Несчастные" семиклассники до сих пор пишут по нему проникновенные трактаты на уроках русского языка. Мика Морозов, наследный принц фамильной империи купцов, фабрикантов и меценатов, плод его тверской ветви, ведущей начало от Абрама Саввича. Величественный ансамбль причудливых краснокирпичных казарм, принадлежавшего им Товарищества Тверской Мануфактуры, ныне красиво разрушается в одном из уголков нашего города, привлекая внимание киношников и любителей русского модерна.


Мика Морозов в кресле, 1904 год. «Россия: XX век в фотографиях 1900-1917» МДФ, 2007

Все, кто когда–либо писали о профессоре Морозове, не могут удержаться, чтобы не начать свою хвалебную песнь с его знаменитого детского изображения. Но разговор пойдёт о более поздних событиях и в другой стране.

Новая власть зачла Морозовым их прежние спонсорские заслуги: последних, не уехавших членов семейства, сталинские лагеря обошли стороной. Впрочем, Мика, ставший Михаилом Михайловичем, и так был далёк от "государевой" службы и политики, проводя время среди пыльных фолиантов, шекспировских страстей, научных споров и любознательных студентов.

Недавно в воспоминаниях Александра Летенко попался на глаза любопытный рассказ о последнем дне жизни героя серовской картины, оставивший, тем не менее, двоякое впечатление. Попытаюсь коротко и своими словами.

В 1952 году руководство Страны Советов надумало привлечь к восстановлению народного хозяйства западных инвесторов, не забыв и своих бывших соотечественников: купцов и промышленников Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и иже с ними, в надежде, что те по–прежнему в деле и при деньгах. В процессе обсуждения неизбежно возникал вопрос: кто же станет связующим звеном между сталинским кабинетом и русской диаспорой. Нужен был известный человек, обладающий определённым уровнем образования и воспитания, способный внушить доверие искушённой эмигрантской братии.



Большинство из возможных кандидатур уже давно пребывало на небесах, заботливо туда отправленное, как вдруг вспомнили про "младшего" Морозова. В тот же день, а было это на 9 мая (которое в то время оставалось рабочим днём безо всяких парадов), на зловещем чёрном лимузине бледного Михаила Михайловича доставили в кабинет Анастаса Микояна. Заслуженный Член ЦК, не откладывая в долгий ящик, оперативно набросал ситуацию, и профессор Морозов, подумав, согласился. Для придания весомости образа "успешного советского человека" было решено кардинальным образом изменить его социальный статус и материальное положение: до сего момента известный учёный и отпрыск знатного купеческого рода проживал в коммуналке, перебиваясь скромным заработком преподавателя.

Тут же, в присутствии смущённого респондента, Микоян продиктовал помощнику список необходимых товаров и услуг, "которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М.Морозова". В перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и достойная зарплата, отдельная, обставленная мебелью, квартира где–нибудь на Фрунзенской или Кутузовском, оборудованная для приёма гостей и расположенная в "рублёвом" месте дача, персональный автомобиль и прочее, что мог бы ещё пожелать сам Михаил Михайлович.

Сражённого открывшимися перспективами профессора отправили домой всё на том же сверкающем лимузине, что вызвало ошеломительный эффект теперь уже у встревоженных соседей. Вкратце доложив им подробности своего пребывания "наверху" и образовавшегося нового положения, Михаил Михайлович прошёл в свою комнату, прилёг на диван передохнуть... и умер.

В финале Александр Летенко пишет, что Мика не выдержал обрушившихся на него положительных эмоций. Я почему–то особенно не верю именно в их положительность.

С подачи Стаса Садальского рассказ Летенко растащили на цитаты. Но так ли всё это было на самом деле? Проливающее свет продолжение в первых комментариях.

На кдпв: Валентин Серов "Портрет Мики Морозова", 1901, ГТГ

Источник - dirty.ru

Tags: Арт, История, Российская империя, СССР, Человек
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments