Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Цепная реакция. История первого киевского стационарного моста


В XIX веке Николаевский цепной мост соединил еще не многолюдный Киев с совсем безлюдным Левобережьем

Построенный ирландцем по заказу российского императора и разрушенный поляками — такова краткая история первого киевского стационарного моста через Днепр.

В первой половине XIX века, когда Николай Гоголь написал о том, что редкая птица долетит до середины Днепра, переправа с правого киевского берега на левый была сложна не только для пернатых. Постоянного моста через главную реку Украины в городе не существовало. Отчасти это объяснялось тем, что левый берег был болотист и пустынен и особого интереса для киевлян не представлял. Однако государство нуждалось в регулярном сообщении между Правобережной и Левобережной Украиной.

И потому 30 августа 1848 года с высочайшего одобрения российского императора Николая I в Киеве начали строить подвесной мост через Днепр. В честь царя ему и название дали — Николаевский.

Подвесную конструкцию на цепях выбрали неслучайно: передовые государства мира в тот момент увлеклись подобными проектами.

Основное отличие таких мостов — небольшое число несущих опор и использование для поддержки полотна гибких элементов: кабелей, канатов или цепей. Подобная конструкция может без ущерба изгибаться под действием сильного ветра и сейсмических нагрузок. Еще она экономна в изготовлении и обслуживании.



Николаевский цепной мост



Начало строительства: 30 августа 1848 года

Открытие: 28 сентября 1853 года (мост освятили)

Создатель: британский инженер Чарльз Виньоль

Длина Николаевского моста — 776 м, ширина — 16 м. Это самый большой цепной мост Европы середины XIX века. Длина ближайшего конкурента — моста Сечени в Будапеште — 375 м

В 1912 году по Николаевскому мосту пустили первый в стране междугородний трамвай, который соединил центр Киева с поселком, а ныне городом Бровары

Автор проекта моста Чарльз Виньоль проектировал и строил железные дороги в Великобритании, Ирландии и Испании


Мода на подвесные мосты пришла в Старый Свет из Америки. 20 ноября 1849 года в венгерском Будапеште открыли первый постоянный цепной мост через Дунай. Он соединил два берега и две исторические части города — Буду и Пешт.

В 1886 году ирландские “заробитчане” начали строить лондонский Тауэр Бридж — комбинированный подвесной и разводной мост. Параллельно с ним американцы возвели Бруклинский мост в Нью-Йорке. А в 1895 году румыны перекинули через Дунай подвесной мост высотой в 30 м, под которым беспрепятственно проходили корабли.

Киевский цепной мост в ряду этих сооружений отличался тем, что оказался единственным в мире сооружением подобного типа с шестипролетным переходом длиной в 776 м и весом свыше 1,5 млн т. На пяти “быках” — мостовых опорах, облицованных гранитом,— возвышались порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На них и закрепляли поддерживающие пролеты цепи, вес каждого звена которых составил 192 кг.

Железные части моста выплавили в британском Бирмингеме, затем в Ливерпуле погрузили на 16 кораблей и доставили в Одессу. Оттуда на волах их перетащили в Киев.

Для исполнения заказа в Украину пригласили 54‑летнего ирландца Чарльза Виньоля, британского подданного. За год до начала строительства его проект победил на международном тендере, объявленном российскими властями.

Работы длились пять лет, и 28 сентября 1853 года мост завершили и освятили. Но для пешеходов его открыли лишь через год. А ездить транспорту разрешили только в 1855‑м. Причем проезд был платный: 20 коп. с однолошадных экипажей и 40 коп.— с пароконных. За то, чтобы провести по мосту корову, платили 6 коп., лошадь — 9 коп. В 1912 году по мосту поехал трамвай: маршрут №23 соединял центр Киева (Почтовая площадь) с городом Бровары.

Цепной мост стал важным элементом городских коммуникаций, но в 1920‑м польские войска взорвали его.

Жители Броваров навсегда лишились трамвая, а киевляне временно остались без моста.


Большая потеря: В 1920 году польские войска превратили Николаевский мост в руины. Киевляне надеялись, что это ненадолго. Оказалось — навсегда

10 мая 1923 года в Киев приехал Михаил Булгаков в качестве корреспондента издававшейся в Берлине газеты Накануне. По мотивам этой поездки он написал фельетон Киев-город, в котором досталось и полякам. “Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги. И по сей час из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева — торчат только серые унылые быки. А, поляки, поляки… Ай, яй, яй!.. Спасибо сердечное скажет вам русский народ. Не унывайте, милые киевские граждане! Когда‑нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, еще лучше прежнего. И при этом на свой счет. Будьте уверены. Только терпение”.

Благодушия поляков советские власти ждать не стали. И ровно день в день, 10 мая 1925 года, открыли Цепной мост, построенный на опорах Николаевского по проекту Евгения Патона, киевского инженера с немецким образованием. Мост весил уже 4 млн т и был вдвое мощнее прежнего. Правда, жизнь у сооружения вышла короткой: преемника Николаевского моста взорвали при отступлении советских войск из Киева в 1941 году.

После войны в столице Украины возвели новые мосты. В 1949‑м — железнодорожный, в 1953‑м — цельносварной имени Патона, в 1957‑м — Пешеходный мост на Труханов остров. Еще через шесть лет появился Рыбальский вантовый мост, затем — мост метро (1965 год) и Московский (1976‑й). За год до обретения независимости сдали Южный мост, в 2010‑м — Гаванский, а годом позже — Дарницкий железнодорожно-автомобильный мост.

Николаевский цепной более не восстанавливали, но чуть южнее моста метро под водой все еще находятся остатки части его опор.

Авторы Элина Бондаренко, Александр Пасховер
Источник - nv.ua


Tags: Архитектура, История, Киев, Мост, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment