Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

Category:

Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме

Оригинал взят у cheger в Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме

Итак, я смотрю, относительно многим пришлась по душе новая рубрика у меня в ЖЖ про картины Брейгеля, поэтому сегодня предлагаю поподробнее рассмотреть очередной шедевр этого художника, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.  Называется это полотно "Перепись в Вифлееме" и было создано оно в 1566. Все картины Питера Брейгеля этого периода (к слову сказать, моего любимого периода) творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, а евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Поэтому давайте посмотрим, что скрывает Брейгель на этой картине

photo main_.jpg

photo main_.jpg

Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие.

Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве.

Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа.

Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями

1. На этой картине солнце у Брейгеля прям какое-то японское. Больше нигде я у него такого не видел
 photo 1.jpg

2. Кстати, по всем картинам мастера видно, кто климат в то время был значительно холоднее
 photo 2.jpg

3. Церковь на дальнем плане
 photo 3.jpg

4. Обычная жизнь крестьян. Говорят Брейгель иногда переодевался крестьянином и посещал подобные места, просто броды по улочкам.
 photo 4.jpg

5. Вон кто-то шлепнулся, катаясь на коньках
 photo 5.jpg

6. Замок - непременный аттрибут большинства картин
 photo 6.jpg

7. Плотники возводят небольшой сарай или может даже домик
 photo 7.jpg

8. Это, наверное, таверна
 photo 8.jpg

9. Дом
 photo 9.jpg

10. Крестьянин и его странный зимний огород у дома
 photo 10.jpg

11. Детские зимние забавы
 photo 11.jpg

12. Прорубь для забора воды
 photo 12.jpg

13. Странники, несущие с собой какой-то груз
 photo 13.jpg

14. Игры в снежки
 photo 14.jpg

15. Мама разметает от снега лед, чтоб дети катались на нем
 photo 15.jpg

16. Таверна, а стены которой горит огонь и вокруг которого греются люди
 photo 16.jpg

17. Опять коньки и лодка-плоскодонка
 photo 17.jpg

18. А вот и центральные фигуры картины - Иосиф и Мария
 photo 18.jpg

19. Крестьяне
 photo 19.jpg

20. Торговец
 photo 20.jpg

21. Мясник закалывает свинью, а его помощница, видимо, подставила тару для крови
 photo 21.jpg

22. На подходе ещё одна свинья
 photo 22.jpg

23. А вот и сама перепись
 photo 23.jpg

24. А вот и герб Габсбургов
 photo 24.jpg

25. Крестьянин рубит и грузит дрова
 photo 25.jpg

Использованный текст

Tags: XVI век, Арт, Картина, Нидерландская школа, Нидерланды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments