Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

2016 - год украинского художника Ивана Марчука

Оригинал взят у li_ga2014 в 2016 - год украинского художника Ивана Марчука



Иван Марчук рассказывает:
"Однажды ко мне залетела синичка. Я ее поймал и пошел с ней на улицу.
Вот, думаю, увижу красивую девушку и ей подарю.
Держу руку в кармане, синичка там дремлет. Вижу — идет красивая барышня.
Я к ней: "Солнышко, — говорю, — хотите быть на одну секунду счастливой?"
Она сердито: "Что такое?".
"Да вы не бойтесь, — говорю, — я порядочный человек, — дайте мне ваши руки".
Она нехотя дала.
Я вытащил синичку из кармана и положил ей в ладони.
А она как завизжит!
"Ну вот, — говорю, — я так хотел, чтобы вы одну секунду были счастливой, а вы были счастливой где-то одну пятидесятую секунды, потому что даже не успели увидеть, что у вас было".
Моя самая большая мечта — не видеть несчастных людей."




Его сравнивают с Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Павлом Филоновым, называют «маэстро высочайшего престижа», Рембрандтом наших дней. Не понимая его картины, от них не могут оторваться. Кто он – гений кисти?



Родился Марчук в 1936 г. в Тернопольской области в семье беднейших крестьян, рос, по его воспоминаниям, — в цветах: три его сестры украшали хату цветами, за окном благоухали вишни. Рисовать начал рано «цветами – цветы» (поначалу не имел карандаша): тёр по бумаге цветком, позднее перенёс на бумагу всех ярких личностей родного села Москаливки и писателей из местной «читалки».



Юный гений признался, что перст господень рано указал ему предназначение стать живописцем. Лидер и забияка, он забыл про еду и питьё и рисовал везде, где вздумается. Во Львовском училище живописи «заболел» Шишкиным – без устали бродил по лесам, отыскивая неповторимые места для этюдов.

Нынешний Степаныч считает это глупостью: красота под носом, нужны только глаза, недаром земляки дивятся знакомому уголку на его полотнах: поэзия и красота!



В армии изобразил портреты членов тогдашнего Политбюро. Закончив во Львове вуз декоративно-прикладного искусства, стал керамистом и живописцем, перебрался в Киев.



Творческая биография неизвестного гения была тернистой: непонимание, критика, отсутствие выставок, обструкции. Выполнив несколько мозаик об Ярославе Мудром в физическом институте, он наряду с коллегами был не понят оттого, что на мозаиках оказались сплошь великие украинцы – Сковорода, Шевченко…

Полтора десятка лет мастер мыкался без заказов, жил впроголодь, перебивался случайными заработками. Он любит фразу Ремарка насчёт мяча: чем сильнее бьют, тем выше отскакивает.



Персональная выставка впервые открылась не в Киеве – в Москве, автору стукнуло 43, журналисты раструбили, «пробили окно» в европейские выставочные залы.



В Союз художников Украины приняли с третей попытки, без его присутствия (он уже эмигрировал), Заслуженным и Народным стал с большим опозданием. На вручение Народного купил первый в жизни костюм – в 66 лет. Национальную премию имени Шевченко вручили с третьего раза. В 1997 г. Марчука наконец наградили Госпремией Украины.



Наверное, лишь раз художник пошёл на компромисс – брак с еврейской невестой помог ему узнать мир. Но узы Гименея связывали его лишь 3 месяца – Иван Степанович признался, что прожил один, но…страшно любит женщин. Шутит, что не знает, сколько у него детей: дочь-художница, остальные – музыканты, всем он помогает.



Он наблюдал искусство Австралии, Канады, Европы, США. В Киев вернулся в 2001 г. после теракта с нью-йоркскими башнями – близнецами, случившемся на глазах художника, самолёты с той поры забыты, но на полотнах это не отразилось.



В 2006 г. «Золотая гильдия» Международной академии искусства приняла И.С.Марчука в свои ряды – всего в «Гильдии» 51 художник.



У гения – больше 100 персональных выставок по миру (графика, керамика, живопись). Две тысячи гениальных разностилевых полотен разлетелись по планете, не задерживаясь в его мансарде.

Усвоив азбуку «малярства», художник остро ощутил потребность выразить свой мир. Разве не в этом миссия живописца – не только отразить мир существующий, но заразить своим, неповторимым?



Мир его поразителен – чудное смешение реальности и фэнтези, «мерцающих» конструкций, жанр не определить: смесь пейзажа с натюрмортом, портрета с жанровой сценкой. «Скрипач», напоминающий мультфильм по гоголевской «Шинели» Ю. Норштейна, тёплая и мягкая корова-кормилица, юная Богоматерь в цветах…

Он долго экспериментировал с композицией, линией, цветом, создал экпериментальные циклы «Новые экспрессии», «Цветные прелюдии», «Уставшая мелодия». Мастера забавляют попытки расшифровки его картин, он предпочитает, чтобы зритель делал это интуитивно.



Ничто не тянет его изображать так, как Украина – лучшая в мире земля. Для престижа родины он сделал больше многих. Собственный стиль, чем-то напоминающий импрессионизм, живописец назвал «плёнтанизм» (воспоминание о матери, заплетающей косы) – линии на его полотнах причудливо переплетаются.

С Рембрандтом его роднит особое отношение к свету — важнейшему элементу его картин, свет у него «смеётся», картины на свету загораются, оживают (серия «под Куинджи» без применения фосфоресцирующих красок, автопортреты со свечой). На его полотнах нет зелени, но есть времена года.

Его монстры пугают, туманы – холодят, цветы – источают аромат. Тёплые, мягкие тона, тёмных красок почти не встретишь, это разлитая в воздухе поэзия, мир пленительный и не отпускающий.



Зрителя картины погружают в философское настроение: осмысление мира, постижение тайн, кроющихся за простыми явлениями, размышления над вечными вопросами, обращение внутрь себя, — картины-загадки, которые каждый «читает» по-своему.



Обещанный музей-мастерская остался обещанием – мастер «колдует» в просторной мансарде под крышей старинного киевского особняка. Работает по схеме: 3 часа спит – 3 часа думает. Признаётся, что «родил» бы полотен гораздо больше, если бы его заключили в тюрьму, оставив краски и кисти. Вряд ли – гений не выносит цепей, а Марчук всегда остается свободным человеком с гибким мышлением.



Щедрый и колючий, лёгкий и неистовый талант верит в божественное происхождение и предназначение искусства: нет без культуры государства. Гений Марчук – это верность своему таланту, подлинный патриотизм и огромное щедрое сердце.



Безумная кинолента в голове гения просится на холст – до рекорда Пикассо в 7 тысяч творений ещё далеко – мастер работает одержимо.



Иван Марчук не просто оригинальный художник с особым почерком, его картины как будто созданы для прямого проникновения в бессознательное. При этом каждая картина неповторима не только потому, что не похожа на другие произведения, а из-за сложной техники исполнения («плентанизм» – техника изображения, которую он изобрел сам). Иван Марчук вошел в международный рейтинг «Сто ныне живущих гениев», также его приняли в Международную академию современного искусства в Риме в ряды «Золотой гильдии». картины Марчука это — пророчества и откровения,





Доробок митця налічує більш ніж 4 000 творів і понад 100 персональних виставок.
До 1988 року Спілка художників офіційно не визнавала творчість Івана Марчука, хоча він мав понад 15 експозицій у різних містах колишнього СРСР (перші виставки 1979 і 1980 років у Москві [1]). І лише 1988 року його прийняли у члени Спілки художників України.



Є засновником нових стилів у мистецтві, зокрема «пльонтанізму» (таку назву митець жартома дав своєму стилю - від слів «плести», «пльонтати»: картини ніби створені з клубочків чудернацьких ниток).

Сьогодні його картини вражають мистецтвознавців Європи, Америки, Австралії, йому пропонують виставлятися в найкращих залах світу, і це все на противагу минулому гонінню та переслідуванню в Україні.

Про періоди своєї творчості художник говорить: «Іноді мені на виставках кажуть про мої роботи, що такого ще ніколи не бачили, а я кажу — коли б ви таке бачили, то не бачили б мене. Бо цінується те, чого ще ніколи не було. Тому я сколихнув цей світ. Було 9 періодів творчості, „9 Марчуків" і кожен з них чимось дивує. Я, в першу чергу, себе повинен дивувати. Щось весь час крутиться в голові, треба щось нове робити. Коли я вже підписую картину, я відсилаю її в світ і знаю, що відгук на неї буде неодмінно. І „десятий" Марчук буде обов'язково. Визріває».





Про мистецтво:

«Для мене мистецтво — це життя й одкровення. Іншої альтернативи нема. Й водночас мистецтво — це каторга. Я працюю 365 днів на рік і без цього не можу. Це присуд долі, карма, вирок, приреченість. І нікуди не дінешся. Я мрію погрітися на пляжі, полежати у траві, слухаючи як вона росте, я хочу дивитися, як пливуть у небі хмари, хочу тішитися, веселитися, спілкуватися в компанії, не відмовився б піти до школи, щоб когось там чогось навчити. А потім думаю: а мені ж теж хочеться самому щось зробити. Непереможна думка!»



















Мои посты - vakin.livejournal.com/419224.html и vakin.livejournal.com/20444.html

Tags: Арт, Гений, Киев, Современники, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments