Вадим Алешин (vakin) wrote,
Вадим Алешин
vakin

История советского телевидения

Как развивалось советское телевидение, от довоенных лет до развала СССР

История советского телевидения

1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телевизионная передача, без звука. В течении всего года передавались опытные телепередачи по системе малокадрового механического телевидения. С 1-го октября в Москве начались первые телевизионные передачи на средних волнах со звуком. В декабре 1933 года вещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электрического телевидения. Однако, так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи возобновились.

В 1939 году в Москве показом снятого Союзкинохроникой (по заказу телевидения) фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б) началось регулярное электронное телевещание.

В годы Великой Отечественной войны телевидение в СССР, как и в других странах Европы, не функционировало.

Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945, а 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное телевещание. В 1947 регулярно начал работать Ленинградский телецентр.

Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза, культурным мероприятиям, науке, спорту.

50-е: первые шаги большого пути

История советского телевидения

Надо сказать, что телевидение в то время потрясало сознание людей гораздо больше, чем в настоящее время нас удивляют появившиеся компьютеры, интернет, спутниковое вещание и мобильная связь вместе взятые.

Телевизоры в 50-х годах были достаточно редким явлением в квартирах советских людей, и счастливчики, заимевшие это чудо техники, неизменно оказывались в центре внимания всех соседей. Наверное, именно так должен был выглядеть волшебник, когда покрутив многочисленные ручки на большом ящике, подвигав линзу, заполненную водой, которая служила увеличителем размеров, хозяину диковинной новинки удавалось добиться появления на экране размером с почтовую открытку дрожащего, мелькающего, но вполне явного изображения из самой Москвы! Передачи смотрели от начала и до завершения вещания: вместе с тестовой таблицей и заставками, и все, что транслировалось, тут же живо обсуждалось.

Первый массово выпускавшийся Александровским радиозаводом советский телевизор носил имя «КВН-49»: цифры — год начала его изготовления, а название составлено из первых букв фамилий основных конструкторов аппарата: В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского. Из-за того, что аппарат довольно часто ломался, в народе его стали называть по буквам аббревиатуры: «Купил – Включил — Не работает».

История советского телевидения

22 марта 1951 года Совет Министров СССР принял постановление об организации телевизионных передач из Москвы. Тогда же была создана Центральная студия телевидения.

Программа передач не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, так и музыкальные программы, кинофильмы, мультфильмы киностудии «Союзмультфильм», а также образовательные программы, без постоянной привязки по времени.

В 1953 году Московский радиотехнический завод «Рубин» наладил выпуск телевизора «Север», который быстро стал популярен у населения. Внешне он представлял собой массивный ящик с деревянно-матерчатым фасадом, крупными ручками переключателей и маленьким экраном в тройной коричнево-желтой раме.

До 1956 года в стране существовал один-единственный канал. Монополия была нарушена 14 февраля 1956 года, когда в эфир вышла Вторая программа ЦТ, в этот же день, кстати, была создана редакция «Последних известий». Обе программы транслировались лишь в вечернее время. Длительность вещания была небольшой и варьировалась в пределах двух-трех часов, в зависимости от количества передач. Московское телевидение перешло на вещание без выходных дней с 1 января 1955 года.

В апреле 1954 года в прямом эфире впервые передавался телерепортаж из концертного зала, где проходил матч на первенство мира по шахматам между гроссмейстерами М. Ботвинником и В. Смысловым. Примерно в это время появляются телевизионные журналы (так их называли): «Знание», «Юный пионер», «Искусство», «Для вас, женщины» и т.д.

Следующая прямая трансляция была организована к большому празднику: 1 мая 1956 года был произведен показ праздничной демонстрации с Красной площади.

15 сентября 1954 года был принят план дальнейшего развития телевидения в СССР, по которому предусматривалось в течение трех лет построить программные телецентры в 27 городах, а ретрансляционные телестанции в 13 городах. Одновременно планировалось быстрое развитие приемной телевизионной сети, к 1957 году промышленностью должно было быть выпущено более 2,5 миллионов телевизоров.

Постепенно телевидение начинало приобретать более цивилизованный вид. 16 мая 1957 года был создан Государственный комитет по телевидению и радиовещанию.

В 1957 году Москва принимала у себя VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов – событие чрезвычайное не только для столицы, но и для всей огромной страны. После долгих лет изоляции наши люди смогли посмотреть на людей из других стран, а иногда и пообщаться с ними, увидеть их образ жизни и поведение в различных ситуациях.

Именно к этому событию были впервые установлены так называемые «транспункты» (трансляционные пункты, нечто вроде передвижных телевизионных станций — ПТС). Один из первых располагался на стадионе Лужники, а следующий в Большом театре (через него осуществлялась также связь со всеми театрами Москвы).

История советского телевидения

В июне 1957 года информационные выпуски «Последних новостей» стали выходить в эфир три раза в день: первый эфир был в 19 часов, следующий – по окончании вещания. Ночной выпуск повторялся на следующий день в начале дневных передач.

Собственных дикторов тогда на телевидении не было, поэтому приходилось прибегать к помощи «родственного» СМИ — радио. В штате студии появились бывшие актрисы, постигавшие премудрости новой профессии. Самыми первыми женщинами-дикторами стали: Нина Кондратова, Ольга Чепурнова и Валентина Леонтьева. Самой популярной из этой тройки была Нина Кондратова.

Сеть телевидения постепенно развивалась: в январе 1955 года началось регулярное телевещание в Эстонии, в июне того же года – в Грузии и Азербайджане, в 1956 году был построен телецентр в Ташкенте, столице Узбекистана.

В 1953 году в СССР появилось цветное ТВ. В экспериментальных целях в Москве, на Шаболовке, была построена «Опытная станция цветного телевидения» (ОСЦТ), которая просуществовала до 5 декабря 1955 года.

Принцип экспериментального вещания был весьма оригинальным: в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре у зрителя. При красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие. Ленинградский завод им. Козицкого выпустил даже несколько сотен цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см и с повышенной яркостью, чтобы компенсировать потери света в светофильтрах. Качество изображения было неплохим, но вот синхронизация электродвигателя, вращающего диск со светофильтрами, постоянно «уплывала». Поэтому один из зрителей должен был жертвовать собой и сидеть с телевизором почти в обнимку: кнопка синхронизации находилась на задней панели.

Тогда были модными споры: считается ли телевидение искусством, как театр или кино? По сути, оно тоже демонстрирует телевизионные фильмы, спектакли, концерты. Находились мечтатели, которые всерьез верили, что со временем телевидение заменит и театр, и кино, и даже оперу вместе с опереттой: вспомните слова телеоператора Рудольфа из кинофильма «Москва слезам не верит».

7 октября 1956 года начал издаваться первый в стране бюллетень "Телевидение и УКВ”, где публиковались программы телевидения и радиовещания на неделю. А в апреле 1959 года телевидение стало совсем похоже на нынешнее: главная газета страны — «Правда» начала ежедневно публиковать программы телепередач.

Из телепередач, появлявшихся в те годы, до нас «дожил» только «Клуб веселых и находчивых». Прообразом КВН послужил «Вечер веселых вопросов», за основу его была взята чешская программа «Гадай, гадай, гадальщик». Первый выпуск новой программы появился в 1957 году, телезрители должны были отвечать на вопросы ведущих, особенно приветствовался в ответах юмор. Ведущими тогда были композитор Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова.

60-е: время надежд и ожиданий

История советского телевидения

С самого начала этого десятилетия стала заметно укрепляться материально-техническая база телевидения: были установлены телетайпы для приема новостной информации, улучшилось оснащение съемочных групп техникой, началось поступление оборудования для комплектования студий телевидения. Конечно, распределение в СССР заметно «хромало»: все самое лучшее шло в столицу, а то, что там демонтировалось – поступало в периферийные телецентры.

В январе 1960 года была создана международная организация «Интервидение», которая изначально предназначалась для организации глобальных трансляций значительных событий в мире. ЦТ СССР вошло в ее состав в январе 1962 года. Однако до этого момента в апреле 1961 года был произведен пробный показ через систему «Евровидение» торжественной встречи в Москве вернувшегося из полета первого космонавта Юрия Гагарина. Технически это было организовано следующим образом: сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее по каналам «Евровидения» распространялся на другие страны Европы.

В космосе мы были первопроходцами, и серия репортажей на космическую тему рассказывала об успехах и достижениях страны Советов. Особо следует отметить, что в 1962 году состоялся первый телевизионный репортаж с борта космического корабля «Восток-3», а 2 апреля 1963 года телезрители СССР в течение получаса наблюдали за Луной.

20 февраля 1960 года Центральное телевидение впервые показало концерт, записанный на отечественном видеомагнитофоне «Кадр-1». Можно сказать, что с этого момента начинается история отечественной видеозаписи.

Учитывая гигантские размеры территории Советского Союза, довольно скоро встал вопрос охвата всей страны телевизионным сигналом. На 1 января 1961 года в СССР было запущено 100 мощных и около 170 маломощных передатчиков, что обеспечивало охват телевизионным вещанием примерно 35% населения. Через пять лет число станций возросло до 170 и 480 соответственно, а количество телезрителей увеличилось только на 20%. Стало ясно, что простым увеличением числа передатчиков невозможно охватить вещанием всю оставшуюся территорию, да и строительство и обслуживание радиорелейных линий в некоторые регионы было трудновыполнимой задачей.

Самым оптимальным решением проблемы являлся подъем ретранслятора как можно выше над поверхностью Земли. Предложений и экспериментов было много – даже с использованием воздушных шаров или самолетов, но, конечно, ни один из этих методов ретрансляции не мог сравниться со спутниковой.

В 1965 году был запущен искусственный спутник Земли «Молния-1» и проведен удачный эксперимент по передаче сигнала из Москвы на Дальний Восток. По итогам этого эксперимента руководством страны были приняты соответствующие меры, и уже к 1967 году было введено в эксплуатацию 20 наземных станций спутниковой связи «Орбита».

Конечно, они были весьма несовершенны и неэкономичны: представьте, диаметр «тарелки» составлял 12 метров, ее вес вместе с поворотным устройством и системой слежения за спутником достигал 30 тонн, при этом принималась только одна программа ТВ. Зато сигнал из Москвы успешно транслировался на все 11 часовых поясов – от Калининграда на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке СССР. Продолжением «Орбит» явились более простые, а следовательно, менее громоздкие станции систем «Экран» и «Москва». Но это все будет значительно позже.

История советского телевидения

Станция космической связи в Кемерово

С марта 1963 года передачи цветного изображения уже велись в тестовом режиме, и среди телевизионщиков-технарей и ученых шло активное обсуждение – по какой же из имеющихся в мире систем цветного телевидения будет в итоге вещать советское?

На совещании по этому поводу выступали специалисты, которые приводили массу доводов «за» и «против» каждой из существующих на то время систем, рассказывали о результатах проведенных испытаний на радиорелейной трассе Москва – Ташкент.

В итоге остался выбор между французской системой SECAM и разработкой НИИР. Научно-исследовательский институт радио «переработал» систему PAL и выдал ее за систему собственной разработки.

Надо ли говорить, что параметры НИИР-овской системы по сравнению с оригиналом ухудшились. И даже приверженцы всего отечественного вынуждены были признать, что она явно не конкурент всем имеющимся на то время системам телевизионного цветного вещания.<

В июле 1966 года в газете ЦК КПСС «Правда» был подведен итог всем сомнениям и мучениям: материал под заголовком «Советско-французская система цветного телевидения» информировал об одновременном принятии в СССР и Франции цветного телевидения «на основе системы SECAM и ее стандарта». Чуть ранее Франция вышла из состава военного блока НАТО, что, видимо, повлияло на принятие решения.

Не углубляясь в дебри технических терминов, скажем только, что принятая совместная советско-французская система цветного ТВ в итоге оказалась малоустойчива к помехам, что создавало значительные цветовые «хвосты» на мелкодетализированных сюжетах. Кто смотрел цветные телевизоры производства СССР, тот, без сомнения, помнит эти «тянучки». Изображение в системе SECAM к тому же имело меньшую четкость, чем обычное монохромное.

18 февраля 1965 года ЦТ начало показывать первый советский многосерийный телефильм (говоря по-современному, сериал) «Вызываем огонь на себя». Он был снят на студии «Телефильм» и сразу же обрел огромную популярность.

После этой первой ласточки на наших экранах "прижились" совместные многосерийные киноленты: «Ставка больше, чем жизнь», «Четыре танкиста и собака» (советско-польский), «Нас много на каждом километре» (советско-болгарский) и т.д.

Понятно, что военная тема, да еще поданная в приключенческом варианте, не могла оставить равнодушными зрителей тех лет. Все эти фильмы в особом представлении не нуждаются, а по телеканалу «Звезда» они довольно часто транслируются до сих пор.

Поскольку студия «Телефильм» размещалась на площадях «Мосфильма», то было решено создать телевизионную студию для создания собственной кинопродукции. Таким образом, 17 июня 1968 года появилось творческое объединение «Экран».

Старый телецентр на Шаболовке давно уже стал тесен для выполнения своей роли. Было принято решение строить новый.

История советского телевидения

22 апреля 1964 года в торжественной обстановке было заложено здание нового 13-этажного телецентра в Останкино. 7 ноября 1967 года была сдана первая очередь. Также начала функционировать уникальная телебашня высотой 540 метров.

Техника телецентров претерпела радикальные изменения. Операторы получили новое поколение студийных камер, оборудованных трансфокаторами. Большие видеомагнитофоны (в телецентрах и передвижных студиях на базе автобусов) существенно изменили характер программ, вещание стало более упорядоченным, исчезли неожиданности, присущие прямому эфиру.

В конце 60-х годов черно-белые телевизоры выпускались в огромных количествах десятком заводов под торговыми марками «Рубин», «Березка», «Чайка», «Фотон», «Каскад», «Таурас», «Электрон», «Темп» и т.д.

К концу 60-х годов Первая программа ЦТ (объем вещания 11 часов в сутки) охватила всю европейскую часть страны и уже продвигалась в Среднюю Азию, Западную Сибирь и Дальний Восток при помощи систем космической трансляции.

10 октября 1967 года по этой программе начались первые регулярные передачи цветного телевидения – по 5 — 6 часов в неделю.

Вторая программа ЦТ (с объемом вещания 6 часов в сутки) предназначалась в основном для зрителей Москвы и Московской области, но ее могли смотреть и в соседних областях.

Третья программа ЦТ возникла следующим образом. Ещё в 50-е годы на телевидении транслировались отдельные познавательные передачи для школьников. В 1965 году Правительство СССР приняло специальное постановление об организации систематического учебного телевещания для школ, вузов, а также врачей, учителей и других групп специалистов. Таким образом была организована Третья учебно-образовательная программа, она начала вещание 3 марта 1965 года.

Уже через два года новый канал работал в среднем по семь часов в сутки, а в годы своего расцвета объем вещания III программы достигал 12 — 13 часов. В годы перестройки, в связи с коммерциализацией телевидения, эта программа была полностью закрыта.

Четвертая программа Центрального телевидения СССР была предназначена «для людей с повышенными культурными запросами». Она появилась в эфире 4 ноября 1967 года репортажем об открытии нового телецентра в Останкино.

Четвертая программа просуществовала недолго – в начале 70-х она потихоньку исчезла из эфира при формировании новой «Второй общесоюзной программы ЦТ», которую в шутку прозвали «кинотеатром повторного фильма».

70-е: советское телевидение эпохи застоя

История советского телевидения

Если будет уместным сравнение телевидения с человеком, то 70-е годы прошлого века представляются как период телевизионного «юношества» после «детства» и «подросткового периода» в 50-е и 60-е годы соответственно.

Чтобы полнее охарактеризовать ситуацию в СССР для молодого поколения, не заставшего те годы, добавлю, что тогдашний руководитель страны Л. И. Брежнев в начале десятилетия, о котором сейчас идет речь, был веселым и общительным человеком. Он абсолютно не чурался ничего присущего обычным людям: любил шутки и юмор, народные песни и выступления фигуристов на льду, хоккей и футбол, а также охоту на дичь и хорошее застолье.

В начале 70-х годов советское телевидение подарило телезрителям несколько блестящих эстрадных циклов, ставших подлинным украшением тогдашней телевизионной «жизни». Основным из таких проектов является «Песня года». Впервые эта программа появилась на экранах телезрителей 1 января 1972 года и стала своего рода главной выставкой страны, где композиторы, поэты и исполнители отчитывались перед народом о своей работе на песенной ниве.

В семидесятые годы довольно широко были распространены многосерийные фильмы. Большинство из них были сняты на основе романов исторической тематики. Это часто показываемые на экранах ТВ даже в настоящее время «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», «Даурия», «Угрюм-река», «Строговы» и т.д. Особенностью всех названных и им подобных сериалов являлось то, что практически все они строились по одному и тому же шаблону, с небольшими вариациями. Во-первых, практически всегда действие происходило в сибирской или дальневосточной глуши в дореволюционное время.

Во-вторых, как правило, в каждом сериале присутствовала так называемая «семейная драма», а чаще всего еще круче – «семейно-сословная»: он богатый, а она простолюдинка.

Надо отметить, что телесериалы тех лет снимались довольно качественно и совсем не напоминали сегодняшнее «мыло». Если отбросить идейную составляющую, то в целом это были качественно и добротно снятые фильмы с хорошим подбором актеров на роли.

Ранее уже было сказано о создании в структуре Гостелерадио СССР в 1968 году творческого объединения по созданию телевизионных фильмов «Экран». Во времена своего «расцвета» оно состояло из шести подразделений, в том числе студий художественных и документальных фильмов, мультфильмов, музыкальных программ и т.д.

История советского телевидения

В 70-е «Экран» довольно успешно работал: перечислим только часть телевизионных художественных фильмов, созданных в это время: «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Двенадцать стульев» и т.д. Большой интерес телезрителей вызвал пятисерийный телесериал «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным в роли разведчика Кольцова – его премьера прошла в начале апреля 1970 года.

«Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Как закалялась сталь», трилогия «Кортик», «Бронзовая птица», «Последнее лето детства», «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Старая крепость», «Вариант «Омега», «Хождение по мукам», «Цыган» – согласитесь, что список телевизионных фильмов десятилетия внушительный, хотя и неполный.

Малоизвестный факт, но в семидесятых годах на ТВ СССР тоже существовала реклама. К примеру, народный артист СССР Василий Меркурьев в паузах межу программами советовал приобрести «второй телевизор в дом» марки «Юность-402», а актер Михаил Светин усиленно рекомендовал кварцевые часы «Чайка».

В марте 1971 года была запущена программа «Восток». Эта программа позволила жителям Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Казахстана, Урала и Западной Сибири смотреть передачи в удобное для них время.

С 1 января 1976 года Центральное телевидение перешло на круглосуточное вещание. Теперь из Останкинского телецентра стали передавать так называемые «поясные» программы (со сдвигом по времени) по системе космического телевещания «Орбита». Тем самым телезрители Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока получили возможность смотреть передачи из Москвы в удобное для них время.

Во второй половине 70-х годов образована группировка советских спутников серий «Молния», «Радуга», «Экран» и «Горизонт», существенно увеличившая возможность космической телевизионной трансляции. Была создана система «Интерспутник», охватывающая не только СССР и страны Восточной Европы, но и Кубу, Вьетнам, Монголию, а также ряд развивающихся стран.

С 7 ноября 1977 года программы Центрального телевидения стали передаваться в цвете.

В 1975 году телевидение могли смотреть 195 миллионов человек, а к 1980 году – 230 миллионов зрителей.

1 января 1973 года вышел первый номер печатного еженедельника «Говорит и показывает Москва». Тираж его к 1986 году составил свыше миллиона экземпляров.

80-е: советское телевидение от «застоя» до краха СССР

История советского телевидения<

В 1980 году в СССР были проведены летние Олимпийские Игры. К этому, имевшему большое международное значение событию в Москве, в Останкино, был построен «Олимпийский телерадиокомплекс» (ОТРК), вошедший составной частью в «Телевизионный технический центр». В ОТРК имелось 22 телевизионных и 70 радиостудий, крупное кинопроизводство, другие технические службы. После ввода в эксплуатацию ОТРК телецентр в Останкино стал самым большим в мире.

«Картинка» с олимпийских стадионов создавалась при помощи 255 стационарных и 27 ручных телевизионных камер. Кроме того, американская компания NBC располагала дополнительно 23 стационарными и пятью переносными камерами. Подавляющее большинство стационарных телекамер, работавших на стадионах и в Олимпийском центре, были разработаны советскими конструкторами и изготовлены отечественной промышленностью. Широко здесь были внедрены функционально новые устройства: электронная рирпроекция, электронные часы, телесуфлер, буквопечать в изображение, электрическое раскрашивание фона, то есть аппаратура, которая обеспечивала уровень технологии подготовки программ, отвечающей самым высоким требованиям того времени.

В 1981 году состоялся XXVI съезд КПСС. Советское телевидение передавало прямой репортаж открытия партийного форума и транслировало часть доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева съезду. Чисто внешне это производило впечатление благополучной прежней жизни, и, кстати говоря, было практически последним появлением Леонида Ильича на телеэкранах страны в прямом эфире.

1 января 1982 года была введена в действие Вторая общесоюзная программа ЦТ. По своему статусу она являлась культурно-образовательной.

Это десятилетие началось с показа фильмов, многие из которых смотрят до сих пор. Например, только в начале 80-х годов были отсняты и показаны такие советские сериалы, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Маленькие трагедии», «Приключения Электроника», «Долгая дорога в дюнах», «Синдикат-2», «Частное лицо», «Каникулы Кроша», «Мелодия на два голоса» и т.д.

10 ноября 1982 года всё благолепие резко прервалось, страну постигла утрата – скончался казавшийся вечным руководитель государства Л.И. Брежнев. Вечером этого дня были внезапно отменены все запланированные передачи, а на следующее утро страна услышала щемящую мелодию реквиема, которая предваряла сообщение о смерти. В день похорон советское Центральное телевидение устроило прямую трансляцию этого траурного события.

История советского телевидения<

Очередным Генсеком ЦК КПСС, следовательно, и руководителем государства, стал Михаил Горбачев. В 1986 году Центральное телевидение в полном объеме передавало его доклад XXVII съезду КПСС. В нем содержалась острая критика предшествующих лет, а состояние советской экономики было квалифицировано как предкризисное.

После пламенных речей нового Генсека в Советском Союзе, как было принято тогда говорить, «подул ветер перемен», в обиходе появились слова «гласность», «ускорение» и «перестройка». Основной доктриной Горбачева становится так называемое «Новое мышление» – это означало курс на улучшение отношений с Западом, зачастую уступая и потакая ему во всем, в чем только можно. Часть населения была охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы.

21 марта 1988 года состоялся телемост Киев — Москва в студии программы «Взгляд». Именно здесь впервые появился врач–психотерапевт Анатолий Кашпировский.

После этого на телевидении прошло пять передач «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского», вся страна завороженно внимала его усыпляющему голосу и следила за магическими пассами. На отдельные реплики именитых академиков и врачей, называвших целителя «шарлатаном», никто не обращал внимания.

А по его следам ворвался в эфир бывший журналист, внезапно ставший целителем Аллан Чумак. Он буквально взорвал весь огромный Советский Союз: во время его сеансов улицы городов и сел буквально вымирали, пустели — как и тогда, когда шла любимая народом «Рабыня Изаура». Народ, хоть и не особо веря в душе, ставил у экранов воду, соль, свечи, кремы, мази и все, что попадалось под руку, чтобы, как утверждал целитель, «зарядить» все это энергией. Самое интересное, что вся «подзарядка» происходила при полном молчании: сидел человек, смотрел в камеру и молчал. Это сейчас кажется смешным, а тогда все происходящее было окутано тайной…

А дальше начинается самое интересное время на телевидении. Помните, в июне начался первый съезд народных депутатов СССР, где они были избраны уже на альтернативной основе? Как мы тогда всей страной до полуночи и даже дольше слушали и смотрели пламенные речи, как восхищались потом на работе, протирая покрасневшие глаза: «вот он им врезал, всю правду в глаза!». Один депутат утверждает, что во всем виновата еврейская нация, Валерия Новодворская, о которой раньше никто и не подозревал, во всем винит «красных коммуняк», тут же от следующего депутата попутно достается и оплоту мирового капитализма – США. В головах полный кавардак – вроде бы каждый депутат по-своему прав.

Вот так завершалось десятилетие и вся эпоха советского телевидения: оно, как и страна, тоже разваливалось на куски.

Начало 90-х

История советского телевидения

СССР пока еще в полном составе провожает 1989 год. Провозглашающие тосты за новогодними столами жители огромной могучей страны и не подозревают, что в самом начале нового десятилетия их единая Родина распадется на кучу независимых государств.

Прощаясь с уходящим годом, по давней советской традиции было принято подводить итоги. А гордиться было чем: на 1 января 1990 года в Советском Союзе действовали 124 программных телецентра, 700 мощных телевизионных станций, несколько десятков тысяч маломощных телевизионных ретрансляторов. Все программы ЦТ транслировались в цветном изображении.

Начало десятилетия ознаменовалось тем, что вся страна была накрыта совершенно новым для советского народа явлением — рыночными отношениями и либерализацией цен. Пока сограждане, терзаемые внезапной безработицей и безденежьем, пытались разобраться, что это такое, различного рода руководители от ТВ сразу усвоили твердо — отныне исчез контроль над денежными потоками от трансляции рекламы.

Следом возникло еще одно новое явление — рекламный бартер: за произведенные программы или трансляцию телефильмов начали расплачиваться рекламным временем, и никаким детективным мэтрам не снились хитроумные схемы телевизионных взаиморасчетов.

Кроме того, лицензионные права и таможенные правила при ввозе западной видео- и кинопродукции стали попросту игнорироваться. На экранах телевизоров сначала робко, а потом все чаще стали появляться зарубежные фильмы и сериалы, мультфильмы и музыкальные клипы, непонятно где и каким образом приобретенные, зачастую их качество и содержание было ниже всякой критики.

Вот эти три слагающих стали в прямом смысле слова «золотым временем» для закладывания будущего благосостояния многих нынешних руководителей СМИ и рекламных агентств.

Центральное Телевидение СССР, как нитка за иглой, повторяло все те сложные выкрутасы, которые происходили в жизни страны, хотя постепенно в его недрах накапливались изменения (как хорошие, так и не очень), которые со временем войдут и в российское телевидение.

С 1989 года в РСФСР некоторые политики и телевизионщики стали предлагать идею организации телеканала, предназначенного для вещания на Россию. К этому времени во всех союзных республиках, за исключением Российской Федерации, уже существовали собственные республиканские телеканалы.

В мае 1990 года создатель передачи «Пятое колесо», народный депутат Верховного Совета РСФСР Бэлла Куркова предложила тогдашнему Председателю Верховного Совета России Б. Н. Ельцину идею создания Российского телевидения, в связи с тем, что телеканалы Центрального телевидения отражали точку зрения союзных властей. Импульсивный Борис Николаевич сразу ухватился за это предложение, так как уже в то время проявлялось противостояние союзных и республиканских властей.

Было решено создать так называемую телевизионную компанию, что в СССР делалось впервые, но вполне соответствовало мировым форматам. Её руководителем был назначен журналист Олег Попцов, работавший на тот момент замом главного редактора газеты «Московские новости».

14 июня 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР была учреждена ВГТРК.

Здание на 5-й улице Ямского Поля (где ВГТРК располагается и поныне) удалось получить при помощи Ивана Силаева, тогдашнего Председателя Совета Министров РСФСР. Первые три видеокамеры были куплены на деньги, данные в долг известным офтальмологом Святославом Федоровым, который руководил своей частной клиникой.

Российское телевидение вышло в эфир 13 мая 1991 года, получив 6 часов ежедневного вещания на Втором канале.

19 августа 1991 года жители страны, проснувшись, узнали невероятное, во что вначале слабо верилось и не воспринималось всерьез.

История советского телевидения

Во время путча (так происходящее стали называть в СМИ) все передачи ВГТРК были отменены по приказу ГКЧП. Телеканал «РТР» подпольно организовал вещание на регионы, благодаря чему жители СССР увидели специальный выпуск «Вестей» с изображением происходящих в Москве событий. Студия в павильоне «Останкино» была опечатана, передача записывалась на видеокассету на «Шаболовке», для экстренных ситуаций была подготовлена передвижная студия.

23 августа 1991 года, после подавления путча в Москве, М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 года был введен запрет Компартии на территории РСФСР.

По неясным причинам стали одна за другой закрываться программы, которые зрители смотрели десятилетиями: «В мире животных», «От всей души», «Кинопанорама», «Вокруг смеха» и т.д. Что пришло им на смену? Вряд ли вы вспомните сейчас эти развлекательно-музыкальные программы типа «Парадиз-коктейля», «Променад-концерта» и т.д.

При их просмотре постоянно рождались вопросы — кто все эти люди, которые выступают? Почему именно эти программы попадают в прайм-тайм? Кстати, именно тогда появилось своего рода поверье называть почти каждую певичку звездой, так в этих шоу было принято. Особого секрета нет — передачи существовали для одной цели: выкачивания денег либо из самих звезд, либо из их богатых спонсоров. Наверное, поэтому все эти шоу через некоторое время уходили с экрана, чтобы уступить место таким же, но с другим названием.

18 ноября 1991 года на Первом канале состоялся показ первой серии латиноамериканского сериала «Богатые тоже плачут». Выдав в эфир несколько серий, руководство ЦТ посчитало, что сериал не пользуется спросом у телезрителей, и его трансляция была приостановлена. Никто не ожидал от этого решения особых последствий, однако в «Останкино» стали приходить мешки писем от домохозяек с требованием вернуть сериал на экраны. Показ был возобновлен — вначале днем по субботам, а после очередной серии писем на ЦТ — по вечерам в будние дни в прайм-тайм. В России этот «шедевр мыльного искусства» произвел настоящую революцию в телевизионном жанре и стал своего рода классикой, или эталоном, на который впоследствии ориентировалась российская киноиндустрия.

27 декабря 1991 года ВГТРК была упразднена, и на ее базе создана «Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (РГТРК) «Останкино». Соответственно, в структуре новой организации произошли значительные изменения. Бывшая «Первая программа» стала называться «Первый канал «Останкино». «Вторая программа» получила имя «РТР».

Но это уже другая история...



Источник - NoNaMe
Tags: 1930-1950-е, 1960-1980-е, История, СССР, Теле
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment